Празднование Казанской иконе Божией Матери

Ежегодно, 4 ноября, Русской Православной Церковью совершается празднование великой святыне Русской земли — Казанской иконе Божией Матери. Оно установлено в память об избавлении Москвы и всей России от польского нашествия в 1612 году. Список с чудотворной Казанской иконы, одной из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы, был прислан в полки народного ополчения, возглавляемые посадским человеком Козьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским.

В Даниловом монастыре хранится несколько икон Казанской Божией Матери: в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов находится икона (сер. XVIII века), клейма которой иллюстрируют «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани», второй образ — в приделе святого благоверного князя Даниила Московского, и еще одна икона — в Покровском храме.

В 1611 году на освобождение России от польско-литовских захватчиков было собрано второе народное ополчение, основу которого составляли пешие и конные казачьи сотни, отряды горожан, крестьян и дворянства со всей страны. Согласно преданию, весной 1612 года по благословению священномученика Патриарха Ермогена список Казанской иконы Божией Матери был принесен в Ярославль, где в то время стояли полки Минина и Пожарского. Таким образом, Пресвятая Богородица взяла русское войско под свое покровительство. Вместе с этой иконой ополченцы двинулись на освобождение столицы. То, что это был список, а не сама явленная икона, полагали многие церковные и светские историки, в том числе и архиепископ Феодор (Поздеевскийй). Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше явленной в 1579 году в Казани.

Московская Казанская икона находилась в рядах ополчения во время сражения на Девичьем поле, когда войска великого гетмана Ходкевича безуспешно пытались пробиться на помощь польско-литовскому гарнизону, закрывшемуся в Кремле. С этого дня список Казанской иконы Божией Матери стал почитаться чудотворным.

22 октября (3 ноября нов. ст.) 1612 года ополченцы под руководством Минина и Пожарского, продемонстрировав образец героизма и сплоченности, приступом взяли Китай-город. Вскоре после этого и польско-литовский гарнизон, засевший в Кремле, сдался на милость Второго ополчения.

В первый воскресный день после освобождения Кремля полки русских воинов сошлись у Лобного места на площади, называемой «Пожар» (ныне ее все хорошо знают под названием «Красная»), и здесь произошла встреча двух чудотворных икон Божией Матери, Казанской и Владимирской — вынесенной из Фроловских (Спасских) ворот Кремля.

Изгнание иноземцев из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России и стало символом духовной стойкости и воинской славы русского народа. Самоотверженность, с которой вся страна поднялась на борьбу с врагами, продемонстрировала всему миру силу русского духа и русского единства.

В 1613 году царь Михаил Федорович установил ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери в день избавления Москвы от поляков — 22 октября (4 ноября нов. ст.). А спустя тридцать шесть лет его сын, царь Алексей Михайлович, постановил совершать в этот день всероссийское празднование в память от избавления от польского нашествия.

В 1632 году у стены Китай-города, между Ильинскими и Никольскими воротами, на месте бывшего здания торговых рядов, на средства князя Димитрия Пожарского в память о победе над «ляхами» был построен первый в Москве деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Сюда и поместили главную войсковую святыню второго народного ополчения — Казанскую икону. Место это было выбрано неслучайно: в 1612 году, во время штурма Кремля, именно здесь находился чудотворный образ. Новый храм по статусу приравнивался к кремлевским соборам. В 1634 году деревянный храм у сгорел, и два года икона находилась во Введенском «Златоверхом» храме Китай-города. В 1636 году, после освящения нового каменного собора на Красной площади, икона, которую называли «Казанской, что на Пожаре», вернулась в храм. Чудотворный образ находился в окладе, обложенном серебряной и позолоченной басмой, украшенном изумрудами, яхонтами, алмазами и другими драгоценными камнями. В 1812 году икона была вынесена из собора и спасена, оклад был похищен французами. В 1824 году был создан новый оклад, который в 1850–1853 годах получил дополнительные украшения и венцы.

Перед закрытием Казанского собора в 1930 году икону перенесли в церковь святителя Николая Чудотворца в Хлынове, затем в Дорогомиловский Богоявленский собор, после закрытия которого, святыня была передана в Богоявленский Елоховский кафедральный собор. В 1936 году, через триста лет после своего создания, Казанский собор на Красной площади был снесен.

В 1990–1993 годах собор первым из полностью утраченных в советское время храмов Москвы был воссоздан в первоначальных формах (перед его закрытием знаменитому архитектору-реставратору П.Д. Барановскому удалось сделать его обмеры).

4 ноября 1993 года он был освящен Святейшим Патриархом Алексием II. Иконописцы Центра имени Грабаря заново написали для этого храма икону Казанской Божией Матери.

В 2004 года Государственная Дума России постановила отмечать 4 ноября как государственный праздник — День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.


Тропарь Божией Матери пред иконой ее Казанской, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой ее Казанской, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние, источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.