Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий
Преподобный Иосиф — видный церковный деятель, богослов, писатель, основатель и игумен Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Игумен Волоцкий воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие из них вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви, сам монастырь на многие столетия стал центром духовного просвещения Руси. Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания.
Преподобный Иосиф (Санин) Родился в 1440 году в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Ребенка крестили с именем Иоанн, в честь прославленного Божиего угодника Иоанна Милостивого. Достоверных сведений о детских и отроческих годах Иоанна не сохранилось. Известно, что благочестивые родители отдали семилетнего отрока для обучения и духовного воспитания в Волоколамский Кресто-Воздвиженский монастырь к старцу Арсению. За два года отрок изучил все Священное Писание и в десять лет стал чтецом в монастырском храме.
В двадцать он ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря к старцу Варсонофию, а затем, по его благословению, — в Боровскую обитель, к преподобному Пафнутию. Здесь его постригли в монашество с иноческим именем Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия в течение восемнадцати лет преподобный Иосиф духовно возрастал. С усердием выполнял он и монастырские послушания, безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.
После преставления преподобного Пафнутия в 1477 году Иосиф был назначен игуменом Боровского монастыря. Он ввел в монастыре строгий общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых из насельников обители. В 1479 году преподобный Иосиф был вынужден тайно покинуть обитель. Единодушие с ним выразили семь благочестивых старцев, которые последовали за ним. Известно, что покинув родную обитель, преподобный Иосиф обошел многие русские монастыри. Как простой послушник он провел несколько месяцев в Кирилло-Белозерской обители. Считается, что именно в этот период он познакомился с преподобным Нилом Сорским. В Кирилло-Белозерском монастыре преподобный Иосиф еще больше утвердился в свое желании основать общежительную обитель. Когда в монастыре узнали, что скромный послушник носит сан игумена, преподобный покинул монастырь и в сопровождении нескольких старцев вернулся на родину. Здесь, при слиянии рек Струги и Сестры, в глухом лесу он основал монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Место для обители было чудесным образом расчищено налетевшей бурей.
Волоцкий князь Борис основание нового монастыря одобрил и оказывал обители всяческую помощь: пожаловал ей во владение несколько сел и деревень, нередко по его приказу в монастырь доставлялись съестные припасы.
Преподобный Иосиф установил в новой обители строгий устав, отвечавший требованиям его духа. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам. При этом он соучаствовал и в трудах братии, не чуждаясь даже самых тяжелых работ. Свой личный подвиг в строгом воздержании, непрестанном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которых он написал «Устав».
Преподобный Иосиф вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих. Это одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси проникло в высшее русское общество, не исключая семью великого князя и духовенство. Собранные впоследствии вместе сочинения преподобного Иосифа против этой ереси, получившее название «Просветитель», до сих пор служат руководством в православном богословии.
Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому, преподобный Иосиф вел полемику с ним и его последователями, представителями течения «нестяжателей». Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. При этом он призывал к тому, чтобы монастырские богатства направлялись на дела милосердия и иные социальные цели. В своем монастыре он вел широчайшую благотворительную деятельность.
Скончался игумен Волоцкий 9 (22 сентября) 1515 году и был похоронен под стеной Успенского собора Волоцкого монастыря. В 1579 году преподобный Иосиф Волоцкий был канонизирован.
Божиим Промыслом 31 октября 2001 года, во время всенощного бдения под день памяти преподобного Иосифа, его святые мощи были обретены в месте погребения. С тех пор каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимое благоухание, исходящее от честных останков преподобного.
14 июня 2009 года около монастыря был открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу. 7 декабря 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла преподобный Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. В 2019 году Святейшим Патриархом Кириллом он был объявлен также небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.
Тропарь преподобного Иосифа Волоцкого, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим.
Кондак преподобного Иосифа Волоцкого, глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.