Святой апостол Фома (I)

Фома был избран Господом Иисусом Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2–4, Мк. 3:14–19, Лк. 6:13–16), о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифов известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии и Китая.

Православная Церковь отмечает память апостола Фомы не только на восьмой день по Пасхе (Фомина неделя), но и 6 (19) октября и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).


Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории Посольства Российской Федерации в Пекине

Поздравляю с днем памяти святого апостола Фомы — того самого Фомы, который не поверил ученикам, что воскрес Христос Спаситель, и сказал, что не поверит до тех пор, пока сам не увидит Воскресшего и своими пальцами не притронется к Его телу. Апостол Фома, конечно, слышал о том, что другие апостолы видели Спасителя, что Его видели жены-мироносицы, которые в первый день недели пришли ко гробу, чтобы помазать тело Христа, видели и Его два ученика — Лука и Клеопа, которые шли в селение Эммаус, и им повстречался Христос (см. Лк. 24:13–31). Обо всем этом, конечно, Фома знал, но не верил. Не верил, потому что весть о Воскресении была радикально противоположна всему, что Фома знал о людях, о мире, о самом себе. Эта весть была радикально противоположна всему его знанию.

Ученики Спасителя после Его Воскресения были в испуге, в глубочайшем разочаровании. Для них распятие Спасителя было жизненной катастрофой: все рухнуло в одно мгновение. И потому они были подавлены, прятались от других и даже собирались при крепко закрытых дверях. Вот и Фома был таким же испуганным и прятался от людей. И поверил он только тогда, когда сам увидел воскресшего Спасителя, когда встретился с Ним лицом к лицу.

То, что произошло в душе Фомы, сегодня и на протяжении всей истории происходит с очень многими людьми. Очень часто мы читаем Евангелие, другие книги, в которых говорится о Христе, о Его чудесах, о Его жизни. Мы удивляемся глубине мыслей и силе нравственного послания Евангелия. Но для очень многих это остается недостаточным свидетельством, и, признавая ценность христианства, в том числе как этической системы, люди остаются неверующими. Происходит это потому, что они не встретились со Христом, не увидели Его лица, не почувствовали Его реального присутствия.

А как это — встретиться со Христом? Это значит — в какой-то момент своей жизни точно понять и почувствовать, что на тебе — рука Божия, и то, что произошло с тобой, выпадает из жизненной логики и дает представление об ином мире, что ты с этим миром соприкоснулся. И это происходит с очень многими людьми на этом свете, причем вне зависимости от внешних условий.

Внешние условия могут быть очень неблагоприятными к тому, чтобы поверить во Христа, и тем не менее люди, встречаясь с Господом, обретают крепкую веру. Религиозное возрождение в нашей стране началось не в 90-е годы. Оно началось в страшные годы Великой Отечественной войны, когда к Богу обратились все — и генералы, и солдаты, когда сама наша победа над врагом, во много раз превосходившим нас по силе, многим представлялась как вмешательство Бога в нашу жизнь. Переполненные храмы Русской Православной Церкви в послевоенное время были свидетелями личной встречи с Богом тех, у кого такая встреча произошла.

В какой-то момент жизни к нам прикасается Господь — прикасается не в громе и не в молнии, а легким дуновением ветра (см. 3 Цар. 19:12). Тогда вдруг мы обретаем подлинный смысл своей жизни и чувствуем силу благодати Божией, которая поддерживает наши немощные силы. Тогда у нас начинает радостно биться сердце во время молитвы. Тогда мы ощущаем, что другими отходим от Святой Чаши, приняв Тело и Кровь Спасителя.

Вот это и есть реальный религиозный опыт — тот, который пережил Фома, встретившись со Спасителем. И он сказал поразительные слова Воскресшему: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28). Он исповедал Христа Воскресшего Богом и своим Спасителем. Он получил от этой встречи такой огромный духовный импульс, такую силу, что встал на путь проповедания Христа, достигнув Индии и Китая <...>.

Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории Посольства Российской Федерации в Пекине, где ранее располагалась Российская духовная миссия в Китае.


Тропарь апостола Фомы, глас 2

Ученик Христов быв, божественнаго собора апостольскаго сопричастник, неверствием бо Христово Воскресение известив и Того Пречистую Страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, и ныне нам проси мира и велия милости.

Кондак апостола Фомы, глас 4

Премудрости благодати исполнен, Христов апостол и служитель истинный в покаянии вопияше Тебе: Ты мой еси Бог же и Господь.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.