Алексей Степанович Хомяков
Алексей Степанович Хомяков — поэт, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, художник, член-корреспондент Петербургской Академии наук — первый кто сказал о русской православной цивилизации, как ключевом факторе всемирной истории. А.С. Хомяков скончался 23 сентября (5 октября нов. ст.) 1860 года и был похоронен в Москве, на кладбище Данилова монастыря.
Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13 нов ст.) мая 1804 года в Москве в старинной дворянской семе. Влияние родителей, особенно матери (урожденной Киреевской), женщины умной, религиозной, любившей, по словам сына, Россию более чем своих близких, — наложило отпечаток на все дальнейшее развитие Алексея. Интерес к славянофильству был пробужден у него еще в детстве. Он получил прекрасное домашнее образование, с ранних лет проявляя большой интерес к философии и литературе. В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете.
Чтобы дать безопасный выход жажде военных подвигов Алексея (в 1821 году он собрался бежать из Москвы на помощь восставшим грекам, его с трудом удалось вернуть), в 1822 году родители определили его на военную службу. Сначала он поступил в Астраханский кирасирский полк, а через год перечислился в Петербург, в конную гвардию. В начале 1825 года Хомяков, временно оставив службу, отправился за границу — Францию, Швейцарию, Северную Италию. Позже он вспоминал, что «был в славянских землях принят, как любимый родственник, посещающий свою страну».
По возвращении в Россию он жил то в деревне, то в Москве или Петербурге. В 1828–1829 годы Хомяков принял участие в русско-турецкой войне. В эти годы в нем еще больше окрепла приверженность к славянской идее. После заключения мира Алексей Степанович вышел в отставку в чине штаб-ротмистра и с тех пор уже не служил.
Хомяков продолжил занятия переводами, сотрудничал в журналах, много печатался. Мысли, которые он высказывал в стихах, позже были развиты в его прозаических произведениях. Как и другие славянофилы, он идеализировал патриархальные устои русской жизни, однако при этом был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию евангельским учением.
Летом 1836 года Алексей Степанович Хомяков женился на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта Н.М. Языкова. В свое время в Екатерину Михайловну был влюблен «служка Божией Матери и Серафимов» Николай Александрович Мотовилов, о чем рассказывает С.Н. Нилус в своей книге «Великое в малом». В браке Алексей Степанович и Екатерина Михайловна были счастливы. Воспитанию и первоначальному обучению своих пяти дочерей и двух сыновей Хомяковы уделяли много внимания. Часть года они жили в деревне, часть года в Москве, которая была в те годы средоточием лучших умов России.
А.С. Хомяков, всегдашних гость столичных литературных салонов, принимал участие в нескончаемых спорах со «своими» и «чужими». В дискуссиях славянофилов с западниками он призывал отстранить «всякую мысль о том, будто возвращение к старине сделалось нашей мечтой... Но путь пройденный должен определять и будущее направление. Если с дороги сбились, первая задача — возвратиться на дорогу». Приблизительно в 1838 году он начал работать над громадным трудом по всеобщей истории, который остался незаконченным и был издан уже после его смерти. Для подготовки этой работы он занялся греческим языком и санскритом, изучал ликийские надписи, усвоил основу еврейского языка, изучал остатки финикийского. Научная деятельность не мешала его беседам и научным спорам в кружках.
Хомяков говорил о необходимости восстановления народного самоуправления на основе соборности и земства. Считал, что культурная политика должна удовлетворять запросам большинства жителей страны, а не только вкусам элитарной дворянской прослойки. Призывал строить внешнюю политику на основе национальной и религиозной солидарности.
В 1852 году скоропостижно скончалась жена Хомякова, Екатерина Михайловна. Друзья отмечали, что за несколько дней, проведенных у постели и гроба супруги, Алексей Степанович изменился до неузнаваемости. Эта утрата стала внезапным и тяжелым ударом не только для него, но и для всех близких семьи. Она до глубины души потрясла Н.В. Гоголя, который в супругах Хомяковых видел образец христианского брака. Екатерина Михайловна была похоронена на кладбище Данилова монастыря.
Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, Алексей Степанович заболел. Он скончался 23 сентября (5 октября) 1860 года в возрасте 56 лет и был погребен на кладбище Данилова монастыря под одним памятником с женой. После закрытия Даниловой обители могила была перенесена на Новодевичье кладбище. Место бывшего захоронения Хомяковых в Даниловом монастыре (Список III, № 342) можно найти по книге «Некрополь Данилова монастыря...».
Публицист, славянофил и общественный деятель А.И. Кошелев говорил о А.С. Хомякове: «Жизнь этого человека была постоянным подвигом на благо ближнего, подвигом, который достойно оценится разве потомством». И потомки не забыли его. Память об Алексее Степановиче Хомякове бережно сохраняется в Даниловой обители. На северной стене монастыря установлена памятная доска в честь его двухсотлетия. Выпущен буклет, рассказывающий о нем.
России
«Гордись! — тебе льстецы сказали:
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры...»
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И ведра гор алмазов полны,
И хлебом пышет тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великий,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках Алтайских дикарей,
И вся зарылась в груды злата
Царила западных морей.
И что же Рим? И где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякий дух гордыни,
Не верно злато, сталь хрупка;
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот, за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глаголь Творца прияла ты, —
Тебе Он дал свое призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое все то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начала славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный Вышнего покров!
Алексей Степанович Хомяков, осень 1839