Мученица Людмила, княгиня Чешская (927)

Людмила — старинное славянское имя, дословный перевод которого «милая людям», — было на долгие годы забыто и мало употреблялось в России. Оно вновь появилось в эпоху романтизма — это имя носит героиня сказочной поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», В.А. Жуковский своей перевод знаменитой поэмы Готфрида Бюргера «Леонора» назвал «Людмилой». Это имя до наших дней стабильно входит в число наиболее употребительных русских женских имен.

Частица мощей святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, находится в мраморной раке в Троицком соборе Данилова монастыря, а также в храме святителя Николая Мирликийского в Котельниках в Москве (подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии).

Источники сохранили мало сведений о жизни княгини Людмилы. Известно, что она была супругой князя Чехии Борживоя. Князь и княгиня были крещены равноапостольным Мефодием во время его епископства в Моравии. Князь Борживой и княгиня Людмила стали первыми христианскими правителями Чехии. Они проявляли заботу о просвещении своих подданных, строили церкви, покровительствовали священникам, особенно близким к Людмиле был пресвитер Павел.

После смерти князя Борживоя престол занял его сын Вратислав, христианин, воспитанный в благочестии своими родителями. Жена Вратислава, Драгомира, происходила из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира приняла христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях. Зная нрав жены, князь Вратислав поручил воспитание своего наследника, сына Вацлава, княгине Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна.

В возрасте восемнадцати лет Вячеслав лишился отца, и чешским княжеством до его воцарения стала управлять Драгомира. Она окружила себя худыми людьми, даже язычниками, и стала отменять порядки, которые ввели Борживой и Вратислав для ослабления язычества. Княгиня Людмила постаралась добиться, чтобы Драгомиру отстранили от дел управления.

Когда святая Людмила удалилась вместе с близкими ей людьми и священниками во главе с пресвитером Павлом в город Тетин (вероятно, ее владения), то Драгомира подослала к ней двух убийц, принадлежавшие к языческой знати, которые ворвались в покои княгини, когда она молилась, и задушили ее. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль святой Людмилы, которая впоследствии стала ее символом.

Княгиня Людмила была похоронена у городской стены Тетина, на месте ее погребения неоднократно видели горящие свечи, а прикоснувшись к месту ее захоронения, слепой прозрел. Драгомира, которой стало известно о чудесах, происходивших на могиле святой мученицы, приказала построить над местом ее захоронения храм в честь архангела Михаила, чтобы чудеса приписывались действию находившихся в храме мощей святых.

В 925 году внук княгини Людмилы, Вацлав, распорядился перенести ее нетленные мощи своей бабушки из Тетина в Прагу, в базилику Святого Георгия Победоносца на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. При перенесении святых мощей произошло еще одно чудо — распрямился сгорбленный человек.


Тропарь мученицы Людмилы, княгини Чешской, глас 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак мученицы Людмилы, княгини Чешской, глас 2

Храм Твой всечестный, яко цельбу душевную обретше вси вернии, велегласно вопием ти, дево мученице Людмило, великоименитая: Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.