Священномученик Питирим, епископ Великопермский (1455)
Епископ Питирим Великопермский почитается в Русской Православной Церкви в лике святителей. Степенная книга сообщает о нем как о первом составителе жизнеописания митрополита Алексея и канона на обретение мощей этого святого. Память преставления святителя Питирима была внесена в устав уже в 1522 году.
Откуда был родом святитель Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский, где пострижен в монашество, когда и кем посвящен в епископы – неизвестно. До нас дошли лишь сведения, что он в течение нескольких лет настоятельствовал в Чудовом монастыре Московского Кремля в сане архимандрита, занимался сбором сведений о житии основателя этой обители, митрополита Московского Алексия, и составил ему канон.
Епископ Питирим был избран на Пермскую кафедру после убийства в 1441 году святителя Пермского Герасима. В те годы в Пермском крае шла межплеменная борьба между земледельцами-зырянами и кочевниками-вогулами. Зыряне к тому времени приняли христианство, а вогулы оставались язычниками. Прибыв на Пермскую кафедру, святитель Питирим сразу же приступил к наведению порядка и обустройства в своей обширной епархии. Стремясь оградить зырян от грабежа, он пытался установить дружеские отношения между враждовавшими народами, рассылая увещевательные грамоты и послания. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, продолжал разорять христианские селения и убивать беззащитный народ.
Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Поверив Асыку, его отпустили на свободу, но, затаив злобу, он лишь выжидал удобного момента, чтобы убить святителя Питирима, которого считал виновником своего поражения от новгородцев.
За годы своего правления на Пермской кафедре святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.
Воспользовавшись отсутствием святителя Питирима, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей. Вернувшись в епархию, владыка использовал все доступные ему средства для того, чтобы хоть немного облегчить участь пострадавших. Он не щадил ни своих, ни монастырских запасов – раздал разоренным жителям все привезенные из Москвы средства, предназначенные на постройку храмов и монастырей.
Епископ Питирим объездил почти всю свою епархию, добирался он и в самые дремучие области по Печоре и ее притокам. Невзирая на опасности и лишения, он сумел добиться большого успеха: не только зыряне, но и вогулы, убедившись в истине его проповеди, начали принимать Крещение.
Асыка, озлобленный этим, совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его.
Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима. Ныне мощи святителя Питирима, епископа Великопермского, Устьвымского покоятся под спудом в часовне трех святителей Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских чудотворцев, освященной 7 мая 1996 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Тропарь святителя Питирима, епископа Великопермского, глас 8
Правослвия наствниче, благочестия учителю и милости сокровище, архиереев украшение, людей зырянских наставниче, святителю Питириме, душу свою за Христа положивый, моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех любовию чтущих память твою.
Кондак святителя Питирима, епископа Великопермского, глас 3
Монашескими добродетельми во обители святителя Алексия первее украсився и прославлению того послужив, пастырь явился еси людем зырянским и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю, мученик быв, Питириме святителю всехвальне. Темже торжествуем вси любовию Божественную память твою.