Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский. Продолжение
Сам же епископ Игнатий, приобщившись опыту оптинского старчества от своего учителя, вырос в духовном отношении «в мужа совершенна» (Еф. 4:13). Он «вникал в духовное устроение каждого насельника <…> был истинным старцем, всегда готовым принять чад на откровение помыслов и преподать совет. Если же ему не удавалось воздействовать своим авторитетом, он становился на молитву и передавал дело на суд Божий» [8].
«Читающий сочинения еп.[ископа] Игнатия внимательно и без предубеждения, ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно, и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо, – самое житие под руководством у старца стало ныне редкостию и по многим причинам весьма затруднительным, или, как выражается еп.[ископ] Игнатий, “не дано нашему времени, возможно лишь усвоение духа его”. Следовательно, неблаговолительное отношение некоторых старцев Опт.[иной] Пустыни к сочинениям еп.[ископа] Игнатия надо считать относительным и временным: ибо сочинения его вполне православны, проникнуты духом Евангелия и учением св.[ятых] отцов; они достойны всякого внимания и уважения. Читая означенные выше главы, надо помнить, что еп.[ископ] Игнатий, предостерегая в них от безрассудного послушания старцам, имеет в виду послушание нравственное, совершаемое в душе с целью нравственного, духовного воспитания себя, своего ума и сердца, а не послушание внешнее, потребное и необходимое во всяком общежитии иноческом и даже вообще при всяких взаимоотношениях людей, исключая из этого лишь тот случай, когда приказывается или советуется что-либо явно греховное. Это еп.[ископ] Игнатий и оговорил в конце 76 и начале 77 страницы:
“Поступай и ты, новоначальный, таким образом! Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усвоивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностию. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!”» [страница 77]. (Выделено прп. Никоном на полях полукруглыми скобками.)
На странице 76 замечание: «первый совет новоначальному» и на странице 77: «Доселе + более относится к послушнику», и на странице 80 в примечании 3-м: «Здесь говорится (подчеркнуто прп. Никоном) не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе».
И далее отец Никон делает заключение: «Следовательно, здесь не дается никакого повода к презорству, самочинию и самосмышлению, как это может показаться при беглом и невнимательном чтении. А что нравственно, душею своею и сердцем, предаться в полное послушание кому-либо возможно лишь при условии уверенности в истинности преподаемого учения, постоянно подтверждаемого и личною добродетельною жизнию учащего, согласною с духом Евангелия и св.[ятых] Отцов Церкви Православной, – не приходится спорить. Вообще же о благотворности старческого руководства еп.[ископ] Игнатий ясно говорит во многих местах своих сочинений, напр.[имер], в сем V томе см. страницы 8–п. 3 (на этой странице достаточно большой раздел посвящен послушанию, с надписями отца Никона на полях: «Послушание», «Плоды послушания», «Плоды самочиния». – Еп. А.); 63 в конце (на этой странице святитель Игнатий рассуждает о прелести и приводит известные ему случаи, которые произошли, когда он «юношей, в 1824–1825-м годах, посещал Александро-Невскую лавру, для совещания о своих помыслах с монахом Иоанникием, свечником лавры, учеником старцев Феодора и Леонида». – Еп. А.); 102 (в этой главе епископ Игнатий говорит о поклонах и о том, что инок «может установить для себя ежедневное правило, и, испросив на него благословение духовника (подчеркнуто прп. Никоном) или настоятеля, или кого из иноков, к которому имеет доверенность и с которым советуется, может отправлять такое правило ежедневно». – Еп. А.); 149; 150 (на этих страницах речь идет об искушениях, святитель Игнатий пишет: «Такие помыслы и ощущения должно исповедовать духовнику, так часто и дотоле, доколе они стужают, хотя бы духовник был муж простосердечный, без славы святого» (подчеркнуто красным карандашом прп. Никоном. – Еп. А.); 338 и 339». В главе «Первый образ борьбы с падшими ангелами» для отражения греховных помыслов и мечтаний святитель Игнатий дает такие советы и поучения: «немедленное исповедание помыслов и мечтаний старцу (отмечено прп. Никоном красной вертикальной чертой на полях, знаком «†» и замечанием: «откровение помыслов старцу») <…> Преподобный Кассиан говорит: “всегда наблюдай главу змея, то есть начала помыслов, и тотчас сказывай их старцу: тогда ты научишься попирать зловредные начинания змея, когда не постыдишься открывать их, все без изъятия, твоему старцу” [9]. Этот образ борьбы с бесовскими помыслами и мечтаниями был общий для всех новоначальных иноков в цветущие времена монашества. Новоначальные, находившиеся постоянно при своих старцах, во всякое время исповедывали свои помышления, как это можно видеть из жития преподобного Досифея [10], а новоначальные, приходившие к старцу своему в известное время, исповедывали помышления однажды в день, вечером, как это можно видеть из Лествицы [11] и других отеческих книг.