Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Сегодня Православная Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов – органа высшей власти в Православной Церкви, догматические решения которых обладают статусом непогрешимости. Соборы созывались для авторитетного изложения  догматов веры, решения канонических вопросов и опровержения еретических лжеучений.

Собор святых отцов семи Вселенских Соборов – престольный праздник нашей святой обители. 460 лет назад, 31 мая, 1561 года, в Даниловом монастыре освятили первый храм с таким посвящением.

Семь Вселенских Соборов – это становление Церкви, ее догматов, определение основ христианского вероучения. На Вселенских Соборах обсуждались вопросы и выносились решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характеров. Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека, было определено, и по сей день так остается,  что авторитетом Церкви считается соборный разум Церкви. Прообразом Вселенских Соборов служит Иерусалимский Собор апостолов (Деян. 15:1–29). По своему составу Собор является епископской корпорацией. Пресвитеры или  диаконы могли присутствовать на нем в качестве полноправных членов только в тех случаях, когда они представляли  своих отсутствовавших епископов или в качестве советников в свите своего архиерея.

Компетенция Вселенского Собора заключалась, прежде всего, в разрешении спорных догматических вопросов. Это преимущественное и почти исключительное право именно Вселенских, а не Поместных Соборов. Опираясь на Священное Писание и Церковное Предание, отцы Соборов опровергли еретические заблуждения, противопоставив им посредством соборных определений православное исповедание веры. Догматические определения семи Вселенских Соборов, содержащиеся в их оросах [1], обладают тематическим единством: в них раскрывается целостное тринитарное и христологическое учение. Изложение догматов в соборных символах и оросах непогрешимо; что отражает исповедуемую в христианстве непогрешимость Церкви. В дисциплинарной области Соборы издавали каноны (правила), которые регламентировали церковную жизнь, и правила отцов Церкви, которые Вселенские Соборы принимали и утверждали. Кроме того, они изменяли и уточняли ранее принятые дисциплинарные определения. Вселенский Собор чинил суд над Предстоятелями автокефальных Церквей, другими иерархами и всеми лицами, принадлежавшими Церкви, анафематствовал лжеучителей и их приверженцев, выносил судебные постановления по делам, связанным с нарушениями церковной дисциплины или незаконным занятием церковных должностей. Вселенскому Собору принадлежало также право выносить суждения о статусе и границах Поместных Церквей.

Православная Церковь признает Вселенскими семь Соборов: Первый прошел в 325 году в Никее; Второй – Первый Константинопольский (Цареградский) был созван в 381году; Третий состоялся в 431 году в Эфесе;      Четвертый, Халкидонский, Собор был созван в 451 году в городе, на месте которого теперь расположен самый древний район Стамбула, Кадыкей; Пятый Вселенский Собор (Второй Константинопольский)  был созван в 553 году; Шестой Собор – (Третий Константинопольский) проходил в  680–681 годах. Седьмой, последний, Вселенский Собор был созван, в Никее в 787 году,  почти через сто лет после Шестого, его задачей было положить конец иконоборчеству. Кроме того, авторитет правил Вселенского Собора усваивается 102 канонам Константинопольского Собора, 691–692 годов, называемого Трулльским, Шестым или Пято-Шестым.


В 1555 году, по  указанию царя Иоанна Васильевича Грозного, на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен первый каменный храм в честь Святых отцов семи Вселенских Соборов, который был торжественно освящен 18 (31 нов. ст.)  мая 1561 года митрополитом  Московским и всея Руси Макарием  в сослужении сонма духовенства и в присутствии царя Иоанна  Грозного и его сыновей – Иоанна и Феодора. Необычность  посвящения  указывает на особое предназначение возрожденной обители. Храм Святых отцов семи Вселенских Соборов должен был стать «собором Соборов», храмом церковных собраний, духовным центром Москвы. То, что духовный центр православной столицы царь Иоанн Васильевич начинал создавать именно в Даниловом монастыре, говорит об огромном значении места, где был основан «первый на  Москве»  монастырь и где почитались святые мощи князя Даниила.  В то время это был  единственный в России храм с таким посвящением. Как известно в православной традиции существовало празднование лишь шести Вселенских Соборов – каждого в отдельности и всех вместе. Однако новая «память» не получила  общерусского значения, и только  в 1988 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил общецерковно отмечать память Святых отцов семи Вселенских Соборов 18 (31 нов. ст.) мая, то есть в день освящения первого каменного храма Данилова монастыря.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.