Преполовение Пятидесятницы

Праздник Преполовения Пятидесятницы отмечается в среду четвертой седмицы, на двадцать пятый  день после Пасхи. Название «преполовение» значит «половина». От Пасхи до Троицы – пятьдесят дней, Преполовение приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы и как бы соединяет собою два праздника – Пасху и Троицу. Это один из самых старых христианских праздников. Первое упоминание о нем относится к концу IV столетия.

На литургии праздника, по традиции, совершается чин малого освящения воды. Отмечается Преполовение восемь дней, до среды пятой седмицы включительно. С этим днем в России связано много народных традиций и обрядов.


Иеромонах Макарий (Сытенко)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

«Жаждущую душу мою благочестия напой водами…» –  молим мы в этот день Спасителя. И в ответ слышим от Него: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет».

В Своей беседе с самарянкой Христос Спаситель говорит: Всякий, пьющий воду сию [из колодца Иакова], возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…  [и она будет] источником воды, текущей в жизнь вечную».

Что же это за вода? Мы знаем, что и обыкновенная вода в жизни человека имеет огромное значение: мы не только утоляем ею жажду, но и омываем, очищаем себя, одежду, жилище от всякой нечистоты и грязи. Но как ни была необходима для нас эта простая вода, не о ней говорит Спаситель. Он говорит о благодати Божией, призывающей ко спасению, просвещающей, освящающей и спасающей. Без благодати человек не может и шагу ступить в своей духовной жизни. Это о ней говорит святой  апостол Павел: Благодатию Божиею есмь то, что есмь… [и не я потрудился], а благодать Божия, которая со мною.

Если душа, как поется в тропаре нынешнего праздника, жаждет благочестия, ревнует о нем, всеми силами стремится к нему, то она будет напоена водой благодати. Вот чего не хватает всем нам! Нам не хватает жажды благочестия. Вялое, слабое желание благочестия мы, быть может, и имеем, но у нас нет жажды сильной, действенной, непреодолимой. Такая жажда возможна лишь при живой, трепещущей, горячей вере в Бога и Его чудотворящую, милу нам этой благодати – Бог соделался человеком. Для этого же Господь принял крестные страдания и прошел через страшную смерть. О божественной, о спасительной благодати Господь говорил: …вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой  когда предварял учеников на Тайной Вечери: …лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И вся христианская жизнь, в сущности, есть ничто иное, как приобретение, стяжание этой силы. Об этом особенно ясно учили преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Симеон Новый Богослов, а у нас в России – преподобный  Серафим Саровский.

Для принятия благодати необходимы живая вера в Бога, в Его помощь, в Его участие в жизни человека, жажда очищения, освящения, спасения и непреклонная решимость изо дня в день бороться с грехом, изменять свою жизнь, наполняя ее делами благочестия и милосердия.

Вот какие мысли приходили на ум в этот день нашему отечественному подвижнику благочестия более ста лет тому назад: «В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Если так, то пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он дарователь истинной свободы. Он решит все ваши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага, и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!» Аминь.    


Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8-й

Преполовившуся а жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже слава  Тебе.

Кондак Преполовения Пятидесятницы, глас 4-й

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к яглаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпи́те воду безсмертия. Темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя́ даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.