Преподобный Нил Сорский
Преподобный Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви, по праву считается основателем скитского образа монашеской жизни на Руси. Ему принадлежит заслуга не только в создании первого скита на наших землях, но и в составлении устава монашеской жизни в нем. Блаженный старался подражать древним святым отцам и пустынникам, ища в их жизни и их писаниях руководства и наставления для себя. Он возглавил религиозное движение «нестяжателей» и противостоял Иосифу Волоцкому и его сторонникам, выступавшим за приумножение материального богатства Церкви. В своих трудах преподобный Нил Сорский подробно изложил и объяснил все ступени монашеского подвига. За святость жизни его глубоко почитали современники. По молитвам к преподобному Нилу не раз происходили чудеса.
Преподобный Нил Сорский родился в 1433 году. Он происходил из боярского рода Майковых. Монашеский постриг преподобный Нил принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время он жил в обители под руководством опытного старца Паисия (Ярославова), впоследствии игумена Троице-Сергиевого монастыря. Вскоре и у самого Нила в обители появились ученики. С одним из них, иноком Иннокентием, происходившем из княжеского рода Охлебининых, преподобный Нил отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на Святой Горе Афон и в монастырях Константинополя, постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов-пустынников. Наставления святых отцов преподобный воспринял умом и сердцем и превратил их в практическое руководство своей жизни.
После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил не остался жить в нем. Сначала он построил себе келию недалеко от обители, однако суета общежительного монастыря мешала ему, и преподобный удалился в еще более уединенное место на реке Соре, расположенное в «пятнадцати поприщах» от обители. Место это было болотистое, окруженное лесами, и по этой причине весьма отстраненное от мирской суеты. Здесь преподобный Нил и устроил первый скит, изначально водрузив крест, построив себе келию и выкопав колодец. Позже он воздвиг здесь еще и часовню. Другие монахи, узнав о подвижнической жизни святого и находя скитское жительство подходящим для себя, стали селиться невдалеке от его келии. Со временем на высокой насыпи, землю для которой носил сам Нил, был построен деревянный храм в честь Сретения Господня. В возникшем монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси скитский Устав, по образцу афонских скитов. Поселившись в отдельных келиях по одному, по два или по три человека, братия собирались в храм для совместной молитвы только по субботним, воскресным дням и праздникам. В другие дни каждый молился и трудился в своей келии. Всенощное бдение в скитском храме продолжалось всю ночь, по каждой кафизме читались три-четыре поучения из творений святых отцов.
Преподобный Нил отличался крайней нестяжательностью. Он запрещал братии иметь по две одежды, брать милостыню разрешалось только в крайней нужде. В скитском храме не было драгоценных украшений, богослужебные сосуды были деревянными, облачения из простых тканей. Преподобный Нил при скитническом образе жизни исключал монастырское землевладение, полагая, что иноки должны жить только трудом своих рук. Сам он был для братии образцом трудолюбия.
Продолжая изучать Священное Писание и творения святых отцов, преподобный Нил строил жизнь обители по заповедям Божиим и советам святых. Прежде чем приступить к какому-либо делу, он соотносил это дело с поучениями святых отцов. Начитанность преподобного Нила в творениях святых отцов была столь велика, что он часто цитировал их наизусть.
Преподобный Нил Сорский известен не только как великий подвижник и основоположник скитского жития на Руси, но и как духовный писатель. На основании творений святых отцов он составил для братии Устав скитского жительства. В этом Уставе преподобный Нил более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество. Кроме Устава, сохранились несколько посланий преподобного к его ученикам. В посланиях к Кассиану говорится о борьбе с помыслами и о терпеливом перенесении скорбей. В посланиях к Иннокентию и Вассиану преподобный рассказывает о своей жизни и предлагает различные наставления. В двух посланиях к неизвестным инокам святой подвижник заповедует памятовать о смерти и дает советы, как бороться с греховными помыслами. Преподобный Нил участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов.
Преподобный Нил Сорский скончался мирно 7 (20 нов. ст.) мая 1508 года. Руководствуясь духом смирения, он завещал братии бросить его тело в лесу на съедение диким зверям или предать погребению без всяких почестей. В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел построить в монастыре преподобного Нила каменный храм на месте деревянного, но преподобный, явившись царю, строго запретил строить новый храм. Мощи преподобного Нила хранились под спудом в приделе его имени в Иоанно-Предтеченском храме обители.
Тропарь преподобного Нила Сорского, глас 4-й
Удалився бегая, давидски, миpа, и вся, яже в нем, яко уметы, вменив, и, в месте безмолвне вселився, духовныя pаадости исполнился еси, отче наш Ниле, и, единому Богу изволив служити, пpоцвел еси, яко финикс, и, яко лоза благоплодна, умножил еси чада пусты́ни. Тем благодаpственно вопием: слава Укpепльшему тя в подвиге пустынножительства; слава Избpавшему тя в России отшельником уставоположника изpядна; слава молитвами твоими и нас Спасающему.
Кондак преподобного Нила Сорского, глас 8-й
Любве ради Христовы удалився мирских смущений, радостною душею вселился еси в пустыни, в нейже подвизався добре, яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси: бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни. Еяже ныне сподобився, во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя, моли, молимтися, припадающе, чада твоя, сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний видимых и невидимых враг и спастися душам нашим.