Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид), младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира. Они стали первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Покровители земли Русской и небесные помощники русских князей страстотерпцы Борис и Глеб издревле почитаются на Руси, о чем свидетельствуют многочисленные списки их житий, рассказы о чудесах, бывших у святых мощей, храмы и монастыри, названные в их честь.
Левый придел (не освящен) храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря посвящен святым страстотерпцам Борису и Глебу. Заступничество этих святых простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый, получив из Киева весть об убийстве своих братьев – благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба коварным Святополком, незаконно воссевшим на княжеский престол, выступил против убийцы, желая воздать ему за неповинную кровь.
Перед решающим сражением у реки Альты в 1019 году, на том самом месте, где некогда был убит святой Борис, князь Ярослав коленопреклоненно молился Господу о даровании победы. Войско Святополка, прозванного за коварное братоубийство «Окаянным», было полностью разбито, а сам он окончил свои дни в безумии на чужбине.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными. Святые мощи страстотерпца Глеба были положены в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами его брата, святого князя Бориса.
Вскоре мощи святых братьев страстотерпцев прославились многими чудесными исцелениями, дарованными, по милости Божией, всем, приходившим к ним с верой и молитвой. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. По этому случаю Киевский Митрополит Иоанн и благоверный князь Ярослав пришли на это место с крестным ходом, чтобы с благоговением достать из земли святые мощи мучеников Бориса и Глеба. От них изливалось благоухание. Святые останки были положены в особую гробницу, которую внесли в небольшую часовню, возведенную на месте сгоревшего храма. Известие о многих чудотворениях, происходивших в святых мощей благоверных князей-мучеников распространилось по всей земле Русской. Множество народа стекалось к часовне. Вскоре на этом месте был воздвигнут прекрасный пятиглавый собор, получивший название Борисоглебского. Князь снабдил его церковной утварью, книгами и повелел написать иконы святых мучеников. Мощи святых князей Бориса и Глеба были перенесены в новый храм. Во время этого торжества так же произошло несколько исцелений.
Незадолго до кончины великий князь Ярослав Мудрый разделил Киевское княжество между четырьмя сыновьями. Киевский престол отошел боголюбивому князю Изяславу. Вскоре он был изгнан из столицы взбунтовавшимися горожанами. Однако по заступничеству святых благоверных князей Бориса и Глеба ему удалось вернуться на Киевское княжение. В благодарность за это князь Изяслав решил построить новый храм во имя святых страстотерпцев вместо обветшавшего Борисоглебского собора и перенести их честные мощи. Он выделил на постройку большие средства из великокняжеской казны. Когда строительство завершилось, князь Изяслав пригласил на освящение храма своих братьев – Всеволода и Святослава и Митрополита Киевского Георгия, а также несколько епископов. Это событие произошло 2 (15) мая 1072 года.
Этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси. Летописец под 1093 годом сообщает, что праздник святых Бориса и Глеба явился новым великим праздником земли Русской. Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей, святилищем их любви и верности, братского согласия и служения Отечеству.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так – без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим.12:19).
Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они – особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, – святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).
В XIII веке, во время нашествия татар на наше Отечество, Вышгород был разрушен до основания. По всей вероятности, перед этим нападением мощи святых князей были сокрыты, и место это остается доселе неизвестным.
Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4-й
Днесь церковная разширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 4-й
Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.