Радоница

Радоница (Радуница) – день первого после Пасхи общецерковного поминовения усопших в Русской Православной Церкви. Отмечается во вторник Фоминой седмицы, второй недели после Пасхи.

Поминовение усопших в этот день объясняется тем, что в воскресенье  седмицы апостола Фомы вспоминается сошествие Господа Иисуса Христа  во ад ко всем от века усопшим; кроме того, с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет совершать панихиды и сорокоусты об умерших. Таким образом, христиане в этот день могут разделить свою пасхальную радость со всеми усопшими близкими (отсюда название «Радоница»). До этого дня, на протяжении всей Светлой седмицы ради великого торжества Воскресения Христова Церковь предписывает не совершать гласных заупокойных поминовений; все это время поминать усопших можно лишь на проскомидии, когда перед началом Божественной литургии в храме, в алтаре, совершается поминовений живых и почивших.

Древность поминовения умерших на Радоницу подтверждается  свидетельствами святых Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста, который так говорит о поминовении усопших после Пасхи: «Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы». Православные верят, что их близкие умершие и после смерти не перестают быть членами Церкви Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

В наши дни появилась традиция: посещать кладбище на Пасху – это неправильно. В течение пасхальной седмицы мы празднуем единение мира живых и мертвых, а это значит, что смерти нет. Устраиваемые в самый день Пасхи и во всю Светлую седмицу «поминки» на кладбище не приносят никакой пользы ни поминаемым, ни поминающим.

Радоница считается Пасхой для усопших. В этот день верующие символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. В этот день верующие  приходят в храмы, чтобы  заказать литургийное поминовение (на проскомидии) и панихиду, поучаствовать в молитвах Церкви за усопших. На Радоницу можно и нужно посещать могилы усопших близких для того, чтобы разделить с ними великую радость Светлого Христового Воскресения.

Церковь разрешает поминать умерших едой, но в этом заключен иной, отличный от языческой тризны, смысл. Еда – это форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно,  как мы ее творим. Можно принести в храм, на панихидный стол (канун), какие-то продукты (за исключением мясных) как жертву Богу от лица усопшего. Значение этого приношения еще и в том, что после совершения панихиды продукты будут розданы служащим храма, нуждающимся, а также насельникам детских домов и домов престарелых, которые также помолятся  об упокоении поминаемого на богослужении. 

Дома, на поминальном столе, помимо обычных ритуальных блюд, которыми мы поминаем усопших, – блины, кутья, кисель –  будут уместны кулич, пасха и яйца. Часть приготовленного отдают нищей братии на кладбище или у храма на помин усопшего. Нужно помнить, что традиция оставлять еду и пасхальные яйца на могилах – по сути языческая и к Православию никакого отношения не имеет. Так, оставляя на кладбище крашеные яйца либо другие освященные в Церкви пасхальные яства, можно стать виновником попрания святыни животными либо неблагочестивыми людьми. Церковь отрицательно относится к устройству трапезы на могилах. Наши умершие родственники нуждаются в молитве за них Богу, нашей личной и церковной, но им не нужна  «стопочка с хлебушком» на могилке.


О поминовении усопших

«Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано, – видно из того что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от апостолов и Самого Господа… Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, – не разгораживаясь по полам умиранием.

“Участь их решена”. – Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие…

Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: “почему”... сердце всё будет свое делать – поминать».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский


«О внезапно умерших, не сподобившихся христианского напутствия, надобно усиливать молитвы, и церковные, и домашние, и,  по возможности,  подавать милостыню, чем самым и восполнится их недостаток, по безграничному милосердию Божию».

Старец Арсений (Минин)


«Старец Серафим Вырицкий  говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находится в Царстве Небесном, помогают нам».


«Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на Небеси, и небесная молитва их о нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша – о них. И не только праведники, чьи души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творить, да избегнем мучений вечных». 

Преподобный Антоний Оптинский

Фото: 
http://hramermogen.ru
1

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.