Воспоминание Тайной Вечери

Великий Четверг (Четверток) – это день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское таинство – таинство Евхаристии. Также в этот день вспоминается, как Спаситель омыл ноги Своим ученикам. Позднее умовение ног в Церкви превратилось в особый богослужебный обряд. Он возник в Иерусалиме примерно в VI веке и до сих пор совершается Иерусалимским Патриархом на площади у храма Гроба Господня. Чин умовения ног также вошел в богослужебную практику ряда поместных церквей, в частности, Русской. Его принято совершать во время архиерейской службы, хотя он не обязателен. Так, в практике РПЦ в XX веке обряд вышел из употребления и был возрожден Святейшим Патриархом Кириллом в 2009 году.

В Великий Четверг вспоминают также, как Иисус Христос молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

В этот день Святейший Патриарх освящает миро (если его варили в этот год). Кроме того, в Великий Четверг принято запасать Святые Дары для больных. Но важнейшим содержанием дня является событие установления таинства Евхаристии. В связи с этим литургия в этот день имеет особый статус, за ней все православные христиане, имеющие к этому хоть малейшую возможность, стараются причаститься. Именно поэтому этот день верующие называют Чистым Четвергом – веря, что Господь очищает их от грехов и освящает их самих и их жизнь. Известный славянофил Алексей Хомяков даже самой Церкви дает определение, что «Церковь – это стены, воздвигнутые вокруг евхаристической Чаши».

Совершаемая в этот день литургия святителя Василия Великого соединена с вечерней. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песнопения «Да исполнятся уста наша...» – поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...»

По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться

Хотя Великий Четверг считается праздничным днем – как день установления таинства Евхаристии – он уже непосредственно вводит нас в период страданий Христа, в скорбную Великую Пятницу.


Святые отцы о Великом Четверге

Установив ныне Таинство Тела и Крови, Господь предал совершение его в закон святым Апостолам, а святые Апостолы – Святой Церкви, в которой Он и пребывает, и действует неотложно.

Святая Церковь всех и всегда призывает к Святому Причащению, особенно же во время святых постов, и еще особеннее во святую Четыредесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению верующих к достойному Принятию Тела и Крови Христовых.

Послушные чада Церкви смиренно внимают сему ее призыванию и во время сие исполняют христианский долг свой неопустительно. И это слава Богу! Слава Богу, что хоть однажды в год очищают совесть свою и причащаются!

И даруй, Господи, чтоб между ними не было таких, кои самовольно лишали бы себя сего великого Божиего Дара! Лишающие себя его лишаются Господа; а без Господа что мы?

Святитель Феофан Затворник


Тайная Вечеря Христова так таинственна, так глубока, так бесконечно важна, что сердца наши исполняются трепетом. Ибо в эту святую Вечерю Господь Иисус Христос омыл ноги ученикам Своим, установил Таинство Святого Причащения и впервые Сам совершил это Таинство, впервые причастил учеников Своих.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий


На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы).

В четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.