Пассия
В Великий пост, начиная со второй седмицы, во многих храмах совершается служба, которая носит название «Пассия». Оно происходит от латинского слова «passio», что значит – «страдание» (по-церковнославянски – «страсть»). Как ясно из самого названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа.
Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная неуставная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм
Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья или пятницы Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о спасительных страданиях Господа Иисуса. На первой – 26 и 27-я главы от Матфея, на второй – 14 и 15-я от Марка, на третьей – 22 и 23-я от Луки, на четвертой – 18 и 19-я от Иоанна. В состав службы включены некоторые песнопения Страстной седмицы («Тебе одеющагося...», «Приидите, ублажим...»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Спасителя.
По традиции во время чтения Евангелия прихожане стоят в храме с зажженными свечами в руках. Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы. В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма. На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении.
Пассия вместе во всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредясятницы к седмице Страстей Христовых и Его славному Воскресению.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Отрывок и проповеди на 4-й пассии
…Други мои! Ведь и мы с вами как члены Церкви Христовой тоже привлечены к Богу! Мы призваны своей жизнью по вере свидетельствовать пред окружающими нас людьми о Боге, о нашей вере. Этому обязывает нас звание христианина. Тако да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5:16). Все окружающие нас придирчиво следят за нами. Живем ли мы по вере своей? Исполняем ли те возвышенные заповеди, которые оставил нам Христос Спаситель? Он заповедал любовь и чистоту, терпение, смирение и милосердие... Есть ли это в нас? И если этого в нас нет, то страшно должно быть нам. Такие люди относятся к лжесвидетелям. О таких Сам Господь сказал: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21).
Придет время, и скажет Господь таким, считающим себя христианами: «Я никогда не знал вас» (Мф.7:23). Пусть каждый из здесь стоящих знает, что Господь Иисус Христос и поныне, как некогда взглянул на Петра, смотрит в душу каждого человека. И глубоко проникает Его взор.
И если сохранилась в нас искра веры в Бога, хоть немного любви к Нему, то – мы можем почерпнуть в этом взоре то, что почерпнул тогда Петр, – раскаяние и решимость стать истинными последователями Христа.
Возлюбленные! Слушая евангельское повествование о гефсиманских страданиях Христа Спасителя, мы удивляемся тому, что ученики Его спали, несмотря на то, что Господь просил их бодрствовать с Ним. Но они ведь в то время не знали, что их Учитель вскоре будет предан на смерть. Не знали и того, что Он по человеческому естеству Своему тяжко страдает и нуждается в сочувствии и поддержке со стороны друзей. Если бы они знали об этом, то, конечно же, бодрствовали бы и были бы готовы защитить своего Господа.
А вот мы с вами, дорогие, знаем и смысл, и цель добровольных страданий Христа. Однако мы не бодрствуем во имя Его. Не спешим защитить, если при нас хулится всечестное имя Его. А ведь хорошо каждый из нас знает, что Христос Спаситель пострадал за весь род человеческий. И за меня, окаянного, тоже пострадал, чтобы моя душа никогда не умирала, а после временной земной жизни моей переселилась в вечное Небесное Царство, которое открыл для нас безвинный Страдалец, Спаситель наш Христос Господь.
Стоя ныне у Креста Господня, подумаем в эти священные минуты, какой великой ценой мы спасены от вечной погибели. Перед нами на Кресте образ величайшего Праведника и Подвижника в добродетели.
Господь принес на землю возвышенное учение о любви и милосердии. И не только передал его словесно людям, но Своей жизнью на земле подтвердил возможность жить по этому учению. Нам всем следует просить помощи Божией идти путем этого учения. Никогда не скрывать истины. Возвещать ее смело везде и всегда. Не искажать ее никакими еретическими истолкованиями.
Вот сейчас, в конце службы, мы будем подходить поклоняться и лобызать распятие. Подойдем к Кресту Христову с благоговением. Со слезами припадем к Нему. И пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю? И, если кто обнаружит в себе, что нет в нем любви и милосердия, что не хранит правды и чистоты, если те грехи, кои Христос пригвоздил ко Кресту, он вновь снимает со Креста и полагает в свою душу и сердце, то знайте, сколько бы вы ни поклонялись пред Крестом, сколько бы ни лобызали язвы Христовы, для подобных людей нет больше Искупителя. Их ожидает справедливое осуждение.
Так пусть же, дорогие мои, Крест Христов научит нас приобрести те добродетели, без которых никто не увидит света вечной жизни.