Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы епископа Солнечногорского Алексия

Владычица наша Богородица до 14 лет жила при Иерусалимском храме, возрастая и совершенствуясь духовно. И вот архиерей и священники повелевают Ей переселиться из храма в дом и по обычаю законному, подобно другим девицам одних с ней лет, выйти замуж. Но Пресвятая отвечала им, что Она еще от пелен отдана Богу своими родителями и обещала Ему сохранить свое девство и поэтому не может вступить в брак с человеком   смертным, т. к. Она уже обещана бессмертному Богу и ничто на свете не принудит Ее вступить в обычный брак. Архиереи были удивлены этими словами, т. к. до этого не было таких обетов, не было еще девицы, обещавшей Богу сохранить свое девство. Они стали советоваться между собой о принятии решения в этом случае. Не желая пускать ее более в храм Господень, за внутреннюю завесу, и между тем, не смея обручить обещавшуюся Богу, первосвященники были в большом недоумении: с одной стороны, боясь прогневать Господа, с другой – не зная, как приличнее устроить девическую жизнь согласно с волей Божией.

И как повествует блаженный Иероним Стридонский, священники перед кивотом завета усердно молились Богу, прося Его указать достойного человека, которому под видом супружества могла быть отдана Дева для сохранения Ее девства. И Господь услышав молитву их, повелел им избрать из дома и племени Давидова безбрачных мужей, положить жезлы их на алтарь и потом отдать Девицу тому из них, чей жезл расцветет. В это время на праздник освящения храма собралось множество народа из окрестных городов. Святитель Захария собрал 12 безбрачных мужей из племени Давидова, среди которых находился и святой Иосиф – муж праведный и преклонных лет. Захария взял жезлы тех мужей и положил на ночь на алтаре с молитвой: «Господи Боже! Яви мужа, достойного обручиться с Девой!» На другой день утром, когда священники с 12 мужами вошли в церковь, увидели, что жезл Иосифа расцвел и на нем сидит голубица, вот как о том пишет блаженный Иероним.

Тогда все узнали благоизволение Божие, чтобы Дева вручена была на сохранение Иосифу. Еще, по преданию, говорится что Пресвятой Деве, весьма печалившейся об этом обручении было особенное откровение, чтобы не усомнилась идти в дом Иосифа мужа праведного, Ее сродника и обручника. Всевышний Промысл устроил так, что богоугодный муж Иосиф взял к себе святую Деву из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдение Ее чистоты. Итак, муж по имени, на самом деле был хранителем и служителем девства и высокой святости пренепорочной Отроковицы.

Пресвятая Дева, живя в доме своего обручника, не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела в храме. Она непрестанно упражнялась в богомыслии, молитве, чтении божественных книг и в обычном женском рукоделии. Дом Иосифа был для нее храмом молитвенным. Никуда не выходя, Она пребывала в уединении, посте и молчании, беседуя только с дочерьми Иосифа. После 4 месячного пребывания святой Девы в доме Иосифа наступил час воплощения Бога Слова, час, ожидаемый веками всем миром, час, в который началось наше спасение.

Бог послал Ей Архангела Гавриила с известием о таинстве, с благовестием, сокровенного и неведомого самим Ангелам. В то время, когда он явился Пресвятой Деве, она размышляла над словами книги пророка Исаии, которую в это время читала: «Се, Дева зачнет во чреве» (Ис.7:14), каким же образом и когда сбудутся эти странные и необыкновенные для девического естества зачатие и рождение?

И во время этих размышлений вдруг тихо предстал перед Ней благовестник Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Услышав приветствие Ангела, Дева смутилась от слов его и Сама с собой размышляла, что это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария. Не сомневайся более в том, что о Деве предрекал Исаия. Ты Та Самая истинная Дева, Которая обрела благодать у Бога, чтобы зачать бессеменно Еммануила и родить Его неизреченно, как Он Сам то ведает. Ты обрела благодать Божию многими добродетелями и родишь Сына, не простого, смертного, но Божественного, Сына Вышняго, Бога от Бога, прежде веков от Отца без матери рожденного, от Тебя же Девы Матери, без отца произойти имеющего. Его имя будет чудное, неизреченное, Ты назовешь Его Иисусом, что значит Спаситель, ибо Он спасет весь мир и Царство Его без сравнения славнее будет царства праотца Давида и всех прежде бывших царей из дома Иакова. Но Царство Его не будет временное, а вечное, нескончаемое». Мария сказала Ангелу: «Как будет сие, когда. Я мужа не знаю? И Ангел открыл Ей, что сие зачатие будет не по естеству человеческому, но сверхъестественно, ибо там, где Бог захочет побеждается закон естества». Он сказал Ей, что зачатие сие будет по действию Святого Духа: «Дух святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя». Услышав от Ангела это благовестие, Пречистая преклонилась под волю Господа Своего. С глубочайшим смирением и от сердца любящего Бога, отвечала Она: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И в то мгновение действием Святого Духа совершилось в утробе Ее несказанное зачатие без услаждения плотского.

Ангел, окончив по повелению Божию свое благовестие и трепетно, благоговейным поклонением почтив Воплощающего в девической утробе и Деву, принявшую в Себя Бога, отлетел к престолу Господа Саваофа, славя таинство вочеловечения Божия со всеми Небесными Силами в радости неизреченной.

Православные христиане, разумея великое действо Благовещения и почитая Пресвятую Деву, постоянно обращаются к Ней с молитвой воспоминая Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся...».

В Горицком монастыре Вологодской епархии свое время жила слепая монахиня Феодосия. Все свое время она проводила в постоянном повторении молитвы «Богородице Дево, радуйся...». Вначале она прочитывала эту молитву 130 раз, а после того повторяла ее поодиночке за матушку игумению, за матушку казначею, за матушку благочинную и т. д., пока не перечитает за всех сестер обители. После этого она начинала эту же молитву за всех известных благотворителей и за других здравствующих, по окончании молитвы за живых, прочитывала определенное число за монастырских коровушек, питающих св. обитель эту. Потом переходила к повторению молитвы за умерших. Это непрестанное призывание имени Пресвятой Богородицы и произношение Ее молитвы, обратившееся у старицы как бы в умную молитву, принесло ей духовные благодатные озарения и дар прозорливости.

Будем же и мы, грешные, прославлять Пречистую Деву, призывая не только в своих молитвах, но и жизнью своей свидетельствуя, что мы, почитая Ее, любим Сына Ее и Бога нашего исполняя заповеди Христа в жизни своей. Аминь.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.