Проповедь благочинного Данилова монастыря архимандрита Луки (Пинаева) в Неделю 3-ю Великого поста

Слово о Кресте

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Третье воскресенье Великого поста именуется Неделей Крестопоклонной. Она посвящена почитанию Честного и Животворящего Креста Господня.

В конце утрени воскресного дня из алтаря на середину храма выносится Святой Крест для всеобщего прославления и поклонения ему. Вынос Креста в середине Великого поста не случаен. Он служит для верующих напоминанием о Крестных страданиях Христа Спасителя, о том, какой ценой совершено наше спасение.

Молитвенно прославляя и почитая Честной Крест Господень, верующие черпают себе силы для дальнейшего прохождения Великого поста, вдохновляются подвигом и примером самоотверженности Христа Спасителя.

Святая Церковь трижды в год совершает особое празднование Святому Кресту. И в этом заложен глубокий смысл. Крест Господень в православии окружен всеобщей любовью и благоговейным молитвенным почитанием. На Кресте пострадал Господь наш Иисус Христос. На Кресте была принесена величайшая жертва за спасение мира. И в этом выразилась величайшая любовь Бога к падшему человеческому роду. Евангелие говорит об этом так: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал на страдания. – Архим. Л.), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Как говорит святой митрополит Филарет (Дроздов), в Крестной жертве за спасение мира была явлена «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною» [1]. В этих словах подчеркивается мысль, что дело спасения человека совершено всей Святой Троицей и было актом высочайшей жертвенной Божественной любви. На жертве Христовой зиждется все домостроительство нашего спасения. Кровью Христа Спасителя были омыты грехи падшего человеческого рода, было упразднено рукописание грехов наших, грех был пригвожден ко Кресту. На Кресте произошло примирение Бога с человеком, произошло исцеление падшего человеческого естества, восстановлен союз любви. На Кресте была попрана сила диавола. «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его» [2], – поет Церковь в своих песнопениях. Через Крест нам даруется Воскресение и Вечная жизнь. Поэтому Честной Крест в Православии именуется Животворящим, то есть Созидающим, несущим новую благодатную жизнь человечеству.

Вообще Крест – это древнейший символ. Его изображение знали многие народы древности. Но совершенно особое значение он приобретает в христианстве. Почитая Крест Господень, мы поклоняемся не веществу, из которого он сделан, а Тому, Кто на нем распят. Мы знаем из евангельской истории, что даже одежды Христа и Его апостолов источали Божественную силу. Так, от прикосновения ко Христу исцелилась кровоточивая женщина (см.: Мф. 9, 20–22; Мк. 5, 25–29; Лк. 8, 43–48). Когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни (см.: Деян. 19:12). И даже тень проходящего апостола Петра оказывала исцеляющее действие на больных (см.: Деян. 5:15). Можем ли мы отсюда не прославлять Честной Животворящий Крест Господень, не поклоняться Ему, когда он был омыт Святой Кровью Христа?!

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Итак, самому Древу драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и святого тела, и святой крови, естественно должно поклоняться; подобным образом и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам, которые суть: ясли, вертеп, Голгофа, спасительный, животворящий гроб…» [3].

В сознании Церкви почитание распятого Христа неразрывно соединяется с почитанием самого образа Креста, как знамения и священного символа победы добра над злом, обладающего спасительной Божественной силой.

Вот почему Святая Церковь часто обращается к Кресту Господню как к чему-то личностному, живому, действенному. «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми» [4].

Крест – это оружие нашего спасения и как таковое оно было прообразовано еще в Ветхом Завете. Известно много тому примеров из Библейской истории. Это и жезл Моисея, которым он разделил Красное море  (см.: Исх. 14:16). Это и медный змей, воздвигнутый им в пустыне (см.: Чис. 21:8, 9). Это и благословение праотца Иакова, который возложил свои руки крестообразно, благословляя сыновей (см.: Быт. 48:14–16) и другие примеры.

В христианстве почитание святого Креста известно с самых первых веков. Его изображение находят в римских катакомбах. С III века до нашего времени дошло изображение четырехконечного креста, найденного в катакомбах Люцины. Почитание Креста началось еще среди апостолов и ближайших учеников Господа. Сам апостол Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14).

Свидетельства почитания Креста мы находим в раннехристианской письменности. Так о его почитании пишут священномученик Игнатий, епископ Антиохийский [5]. О Кресте Христовом говорится в древнем памятнике «Послание Варнавы» (конец I – нач. II в.) [6]. Христианский апологет Тертуллиан (II–III вв.), обращаясь к верховным правителям Римской империи, говорит: «что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы этого не стыдимся...» У святых отцов последних веков свидетельств о почитании Креста значительно больше. Говорится о почитании Креста и у раннехристианских историков: Евсевия Памфила и Ермия Созомена. Так Евсевий описывает явление Креста на небе святому равноапостольному Константину Великому во время одного из его военных походов. При этом Евсевий говорит, что ему было бы очень трудно писать об этом событии, если бы не личный рассказ самого Константина [7]. Много случаев спасительной силы Креста описывается в житиях святых: святого мученика Феодота [8], святых мучениц Василиссы [9], Феклы [10] и других. О почитании Креста говорит VII Вселенский Собор [11]. Вся литургическая и богослужебная жизнь Церкви зиждется на воспоминании, реальном переживании жертвы Христовой, Его Крестного подвига.

После всего этого, имеем ли мы право сомневаться в силе и действенности Животворящего Креста Господня.

Но некоторые сознательно в своем греховном ослеплении противятся благой вести о Кресте Господнем, о Его величайшем значении для спасения мира. О таких апостол Павел говорит: Ибо слово о кресте для погибающих юродство (то есть безумие. – Архим. Л.) есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия  (1 Кор. 1:18).

А между тем, жертва Христова, Его спасительное Распятие – это призыв к новой обновленной жизни, призыв к борьбе с грехом. Бог сделал шаг навстречу человеку, человек должен со своей стороны сделать ответный шаг навстречу зову Божественной любви. Крест Христов – это призыв к личному крестоношению, к активному противлению злу, которое коренится и вовне и внутри нас. Часто те нестроения и несогласия в обществе, в семье, в межличностном общении – это следствие коренящегося в нас зла. Тот человек, который внимает Божественному призыву, несет свой крест, борется с грехом – сопричисляется в своем самоотвержении подвигу Христа Спасителя. На этом пути великой помощью для верующих является Честной и Животворящий Крест, который источает Божественную силу и оказывает реальное содействие в борьбе с грехом. Не зря мы носим его на груди, осеняем им себя, ограждаем свои жилища, поклоняемся ему, призываем его силу в тяжелых жизненных обстоятельствах, им прогоняем и ниспровергаем силу диавола. «С нами крестная сила», – говорим мы. Крест венчает купола храмов, он начертывается на военных знаменах и флагах, его ставят на перекрестках дорог. Священное Предание Церкви говорит нам о том, что крестное знамение явится на небе перед Вторым и Страшным пришествием Христовым.

Крест действительно является нашим знамением веры, знаком победы, символом силы и надежды христиан. Суть величия и славы Креста Господня выражена в словах следующего песнопения: «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве… Крест – верных утверждение; Крест – Ангелов слава и демонов язва» [12]. Таково значение почитания Честного и Животворящего Креста Господня.

И в эти святые дни святого Великого поста будем уповать на милость Божию и, обращаясь, молиться Святому Кресту: «О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки» [13]. Аминь.

[1] Свт. Филарет, митрополит Московский. Творения. Слова и речи. Т. I. Слово в Великий Пяток. 1816 г. М., 203. С. 90.
[2] Октоих, гл. 8, в неделю на утрене, стихиры на хвалитех.
[3] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М., 2003. С. 225.
[4] Молитва Честному Кресту. См.: Молитвы на сон грядущим.
[5] См.: Ириней Лионский. Памятники древней христианской письменности в русском переводе. В 5-ти кн. М., 1868. Т. II. Послания мужей апостольских. Послание Игнатия, епископа Антиохийского, к Ефесянам. Гл. IX. С. 380; гл. XVIII. С. 384.
[6]  См.: Там же. Послание апостола Варнавы. Гл. XII. С. 61.
[7]  См.: Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Кн. 1, гл. 28. С. 43–44.
[8]  Св. мч. Феодот Анкирский (303). Память 18/31 мая; 7/20 июня и 7/20 ноября.
[9] Св. мц. Василисса Никомидийская (309). Память 1/16 сентября.
[10]  Первомц. равноап. Фекла (I). Память 24 сентября /7 октября.
[11] Ср.: Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 500–501.
[12]  Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Светилен.
[13]  Молитва Честному Кресту. Молитвы на сон грядущим.

1

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.