Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Данилов монастырь — древнейшая обитель Москвы. Он внес неоценимый вклад в сокровищницу нашей духовной жизни и культуры, а в страшные послереволюционные годы, время тер­рора и воинствующего безбожия, обитель святого князя Даниила просияла как оплот неподвластный богоборческим силам. Монастырю, который возглавлял в эти годы аскет и суровый подвижник благочестия, архиепископ Феодор (Поздеевский), было суждено пережить небывалый духовный расцвет, противостоять обновленчеству и расколу, сыграть важную роль в истории Русской Право­славной Церкви

Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич (Поздеевский)) родился 21 марта (2 апреля) 1876 года в селе Макарьевское Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника. В 1896 году он окончил Костромскую духовную семинарию, а в 1900 году — Казанскую духовную академию. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха и оставлен профессорским стипендиатом. В 1901–1902 годах преподавал в Калужской духовной семинарии, в 1902–1903 годах — инспектор Казанской духовной семинарии. В 1903 году получил степень магистра богословия за сочинение «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)». С февраля 1904 года — ректор Тамбовской духовной семинарии в сане архимандрита. Активно боролся с революционным движением, основал и возглавил тамбовский отдел Союза русских людей. Одной из своих основных обязанностей архимандрит Феодор считал повышение уровня духовного образования семинаристов, воспитание духовных пастырей не только по форме, но и по содержанию, и самих горящих верою, и зажигающих настоящую веру в народе. Особое внимание он уделял развитию в будущих священниках умения говорить живую, доходящую до сердца каждого проповедь.

19 августа 1906 года архимандрит Феодор (Поздеевский) стал ректором Московской духовной семинарии. 19 августа 1909 года — ректором Московской духовной академии. 14 сентября 1909 года в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Епископ Феодор и в Академии проявил себя как активный защитник святоотеческого православия. Он считал, что Академия должна готовить настоящих духовных пастырей, а не просто светски образованных людей. Впервые в истории русских богословских школ он предпринял попытку читать курс аскетики, «науки о подвижничестве», целью которого было обучить студентов основам духовной жизни. За время своего ректорства в Академии епископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев, проявивших себя во время богоборческих гонений настоящими воинами Христовыми.

1 мая 1917 года Преосвященный Феодор (Поздеевский), епископ Волоколамский, был назначен настоятелем Данилова монастыря и духовно руководил монастырем вплоть до его закрытия в 1930 году. С 1920 года он неоднократно подвергался арестам, поэтому управлял монастырем при помощи наместников, которых назначал из числа своих ближайших учеников.

С приходом нового настоятеля в древней обители началось время особого духовного подъема. Вокруг архиепископа Феодора возникла так называемая Даниловская группа близких по духу архиереев, твердо державшихся святоотеческих традиций и канонов Церкви, изгнанных властями и обновленцами со своих кафедр и нашедших пристанище в Москве, в Даниловом монастыре. Вслед за учителем в Данилов пришли и многие его бывшие студенты, помощники и единомышлен­ники, воодушевленные идеями христианского подвига.

Владыка считал од­ной из своих главных задач привлечение в монастырь ученой братии и создание иноческого братства монахов-подвижников, подлинных защитников православия, способных противостоять натиску всевоз­можных обновителей христианства, революционных и реформаторских течений в Церкви. Многие монастыри, закрывшиеся в годы безбожной власти, просияли именами святых новомучеников, но немногие сумели сохранить полнокровную монастырскую жизнь в суровых условиях тех лет. Данилову монастырь это удалось.

Когда в 1922 году в Москве обновленчество с помощью властей захватило большую часть храмов, верующий народ не ходил в них, они пустовали. В то же время храмы Данилова монастыря всегда были полны народа, многие москвичи находили в эти годы здесь духовную поддержку и утешение. Обитель стала центром духовной жизни столицы, да и всей православной Руси, оплотом оставшихся верными православию. В монастыре в эти годы с особой силой возгорелся огонь пастырского служения. Народ видел в даниловской братии настоя­щих подвижников, стоящих на твердой церковной позиции.

В 1923 году владыка Феодор был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим Петроградской епархией, но от назначения отказался и остался в Даниловом монастыре. По словам современников, архиепископ Феодор был строгим монахом, истинным аскетом, вызывавшим у окружающих глубокое уважение и любовь. Весь православный епископат и народ почитали его за принципиальность, бескомпромиссное и прямолинейное отношение к советской власти.

Осенью 1937 года владыка Феодор был арестован в Сыктывкаре, где отбывал очередную ссылку, этапирован в Ивановскую тюрьму по делу «иноческого братства князя Даниила». 22 октября 1937 года был приговорен к расстрелу. На следующий день, 23 октября, приговор был приведен в исполнение.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.