Епископ Солнечногорский Алексий. Князь Даниил – центральное звено московской княжеской династии. Продолжение

Надежда о единой Руси, чаяния о сильном централизованном государстве, можно сказать, витали тогда в воздухе – необходимость объединения понимали лучшие князья и святители, понимал народ. Начальный путь этого строительства пролагался тихо и незаметно. Никто не видел в кротком Московском князе великого строителя, зачинателя нового периода русской истории. Мало кто предполагал тогда, что в Москве занимается заря нового царства, которому суждено существовать многие века.

Князь Даниил создал условия для того, чтобы эти чаяния стали реальностью. Он воспитал достойного преемника. Младший сын князя Даниила Александровича,  Иван, прозванный позже Калитой, более других детей походил на отца – миролюбивый и рассудительный, умный и сострадательный, почитатель духовного и монашеского чина. Вот что говорит о нем «Степенная книга»: «Сей благородный, Богом избранный преемник и благословенный наследник благочестивыя державы боголюбиваго царствия Русския земли… Сей державный Иоанн от свята и праведна родителя произыде… Живый же благочестно и возрастом приспевая, и во многих добродетелях последствова стопам святаго своего родителя, праведнодержавного Даниила».  Именно ему, князю Иоанну,  и передал  князь Даниил  управление Московским княжеством,   ему  суждено было продолжить великое дело возвышения Москвы и собирания вокруг нее Русских земель, он продолжил начатое его благочестивым отцом  дело собирания и объединения разрозненных русских уделов. В 1328 году Иоанн Данилович, прославленный спустя три столетия Церковью в лике местночтимых московских святых, получил в Орде ярлык на Великое княжение. Как и праведный дед его и богомудрый отец, он старался удержать хрупкий мир с татарами. И пришел покой на Русь, вздохнули люди широко и свободно, а летописцы возвестили о тишине. «На сорок лет престаша погани воевати Русскую землю и закалати христиан, и отдохнуша христиане от великия истомы и многия тягости и от насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли».

Московская Русь стала сердцем Православия. Отныне Русской землей правили из града святого Даниила. В 1325 году, незадолго до своей кончины, святой митрополит Петр, провидя главную роль князей Московских в грядущем собирании земель Русских, перенес первосвятительскую кафедру из Владимира в Москву. Историк Ключевский считал, что «самым важным успехом московского князя [Иоанна Калиты] было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси… Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической».

После кончины Великого князя Ивана Калиты преемниками великокняжеской власти и титула стали не брат или племянник (как это было принято в то время), а сын Иван Иванович II Красный (1326–1359). Следует отметить, что в княжеском роде  святого Даниила Московского в течение 300  лет княжеский титул переходил по прямой линии от  отца к сыну, вплоть до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году. Вошедший на престол в 1613 году Дом Романовых «не совсем чужд роду святого Даниила, имея родней супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну». Так, более 600 лет в благословенном роду святого благоверного князя Даниила сохранялось  царственное достоинство.

Историки неоднократно отмечали, что и в Московской Руси, и в «Петербургской России» между царскими детьми всегда царил мир. Василий Осипович Ключевский писал  о потомках князя Даниила: «Прежде всего, эти князья дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: “жити за один”. Они – очень почтительные сыновья: свято почитают память и завет своих родителей. Поэтому среди них рано складывается фамильный обычай, отцовское и дедовское предание. Отсюда твердость поступи у московских князей, ровность движения, последовательность действий; работа у них идет ровной и непрерывной нитью, как шла пряжа в руках их жен, повинуясь движению веретена. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое – вот на что были обращены их правительственные помыслы».

Стоит отметить, что лучшие русские государи всегда воспринимали свое служение как послушание от Бога, которое нужно нести до последнего часа своей земной жизни. Как и князь Даниил, его потомки отличались глубоким личным благочестием. Власть как служение – принцип, которым руководствовался и князь Даниил, и его потомки, к  этому призывала их и Святая Церковь.

Вот что писал преподобный Иосиф Волоцкий  (1439–1515): «Итак, слушайте и разумейте, цари и князья... и бойтесь Вышнего, да не внидет в мир смерть из-за вашего небрежения... Бог посадил вас вместо Себя на престолах ваших. Цари и князья должны всячески заботиться о благочестии и охранять своих подданных от треволнения душевного и телесного. Получив от Бога царский скипетр, следи за тем, как угождать Давшему его тебе, ведь ты ответишь Богу не только за себя...»

История Московского царства, управляемого потомками князя Даниила, освещена светом его праведной жизни. Все Московские государи были храмоздателями и устроителями монастырей. Многие храмы и обители были основаны великими князьями по обету, в знак благодарности Богу.

От своих предков  Рюриковичей святой князь унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Это же  завещал он и своим потомкам, и они следовали этому основному закону русской жизни. Об этом свидетельствуют многие события нашей истории. Скажем лишь о некоторых из них.

Сын князя Даниила  – Великий князь Иван  Данилович Калита в лице святого митрополита Петра (вторая половина XIII века – 1326 год) имел не только духовного наставника – их соединяли между собой узы верной дружбы.

Имя правнука святого князя Даниила – святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского (1350–1389) – за несколько столетий стало символом русской воинской славы. Трудно назвать какое-либо событие отечественной истории, о которой написано больше, чем о Куликовской битве.  Великий князь Димитрий  причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. А рядом с ним находился духовный наставник.  Трудно переоценить роль митрополита Алексия (ок. 1300–1378) в духовном становлении великого князя Димитрия. Святитель заменил князю отца, который умер, когда мальчику было десять лет. Митрополит Алексий был первым вдохновителем и первым помощником Великого князя в его борьбе за объединение Русского государства под крепкой рукой князей Московских. Мудрость, талант и неусыпная молитва митрополита немало способствовали процветанию Московского княжества.

А после смерти святителя  Господь послал князю Димитрию и его супруге Великой княгине Евдокии (преподобной Евфросинии; 1353–1407) еще одного заступника, советчика и молитвенника – преподобного Сергия (1314–1392). В его присутствии была подписана Духовная грамота Димитрия, в которой был зафиксирован новый порядок престолонаследия. Взамен ранее существующего «лествичного» порядка, когда престол переходил к старшему по возрасту члену великокняжеского рода,  теперь князь оставлял великое княжение своему старшему сыну. Этим решением князя был положен еще один камень в основание русской государственности, устанавливался основной принцип самодержавия. Так игумен земли Русской освятил рождение новой русской государственности.

Другой русский святой – святитель Макарий (1482–1563), став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана IV Грозного (1530–1584), указал юному государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство.

Хорошо известно тесное общение, в котором пребывали царь Феодор Иоаннович (1557–1598; третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, потомок князя Даниила, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей),  и первый русский патриарх Иов (ок. 1525–1607), избранный в годы правления царя Феодора.  Патриарх Иов написал и житие Феодора Иоанновича, уже при жизни почитавшегося святым. После кончины царя Феодора Иоанновича, когда Россия на время осталась без царя, патриарх Иов взял на себя управление «безгосударной» страной. Патриарх Иов был канонизирован в лике святителей на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1989 году.

Мы коснулись лишь очень малого из того, как русские правители из века в век старались следовать образу святого устроения родной земли, данному первым московским святым, преподобным и благоверным князем Даниилом.

Святой князь Даниил, начиная устроение государства, во всем полагался на волю Божию. И его потомки любое дело совершали, прибегая к всеблагой помощи Божией, к предстательству Богородицы и святых. Из истории известно, сколь часто горячая молитва царя спасала Отечество от опасности.

Среди заветов князя Даниила нам, современным верующим людям, можно и правильно будет назвать и терпение, и смирение, и христианскую кротость. Но, может быть, сегодня особенно надо подчеркнуть и выделить один княжеский завет: любовь к своей Родине.

«Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение…»  –  так  обращается в своих молитвах Русская Церковь к святому благоверному князю Даниилу, почитая его как небесного  покровителя не только основанной им обители и града Москвы, но и всей державы Российской.

И это воистину так. Потому что именно князь Даниил заложил основание будущего величия Москвы, вокруг которой объединились Русские земли. Он стал родоначальником династии Великих князей Московских, а затем и Царей Российских. Святой князь Даниил высотой своей жизни, устроением монастырей и храмов на многие века вперед определил духовное предназначение будущей державы Российской – быть хранительницей Святого Православия.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.