Четверг первой седмицы Великого Поста
В четвертый день Великого поста православные продолжают строго поститься, не оставляют молитвы Ефрема Сирина, стараются достойно приготовиться к принятию Святых Христовый Таин.
На великом повечерии читается последняя часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В этот день, кроме покаянных обращений ко Господу, в нем также обращения к преподобной Марии Египетской и самому автору канона — святителю Андрею, архиепископу Критскому.
Святитель Андрей Критский — творец Великого канона
Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился около 660 года в Дамаске от благочестивых родителей Георгия и Григории. От рождения до семи лет он был немым. Немота его разрешилась чудесным образом после причащения Святых Христовых Таин. Уже в отрочестве святой Андрей, чуждавшийся игр сверстников, высказывал склонность к книжным занятиям. Начальное образование он получил в Дамаске. Здесь он познакомился с логикой, риторикой, древней философией. На четырнадцатом году жизни, чувствуя призвание к иночеству, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме. Здесь он был причтен к клиру и назначен секретарем при Патриархе. Одновременно с иноческим послушанием будущий святитель усердно трудился на поприще церковно-богословского образования. Соединение евангельских добродетелей с ученостью и блистательным даром церковного слова — вот таланты, полученные от Бога, которые приумножал всей своей жизнью святой Андрей.
685-й год стал переломным для святого: подошла к концу его уединенная жизнь — он был промыслительно определен к общественному церковному служению. Вместе с двумя другими монахами святой Андрей был послан местоблюстителем Феодором в Константинополь для подтверждения согласия Иерусалимского патриаршего престола с решениями VI Вселенского Собора (680–681 гг.). Монахи вскоре возвратились в Иерусалим, а святой Андрей остался в Константинополе. За ним навсегда осталось прозвище «Иерусалимит», т. е. «иерусалимлянин», что почти всегда отмечается в надписании его творений.
Патриарх Константинопольский рукоположил святого Андрея в диакона Великой Церкви — Святой Софии, Премудрости Божией, в которой он прослужил около двадцати лет. Кроме диаконского служения, святой Андрей был назначен орфанотрофом (главой сиропитательного дома) при Великой Церкви и главой герокомиона (дома милосердия для престарелых) в квартале «Евгения» Константинополя. Его многолетние труды не остались незамеченными, и при патриархе Константинопольском Кире (706–712) святой Андрей был рукоположен в архиепископа острова Крит.
Архипастырское служение святителя Андрея было многогранным. Во-первых, это было словесное служение. Святитель Андрей был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, отдельным святым, а также стихиры. Духовным средоточием его гимнографического творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Святителем Андреем написаны каноны воскрешению Лазаря, женам-мироносицам, Преполовению Пятидесятницы, трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы, каноны на Рождество Богородицы, на Зачатие святой Анны, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, каноны мученикам, а также немало стихир праздникам и святым. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы святителя Андрея имели большое значение его Слова (которых известно около двадцати) на праздники и на дни памяти отдельных святых. Святитель Андрей был усердным молитвенником, стяжавшим от Господа дар чудотворений. Он исцелял людей, изгонял бесов, во время засухи низводил дождь; известен случай отступления от Крита сарацин по его молитвам. Когда в Византии началось иконоборчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев.
Возвращаясь после одной из поездок в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо.
Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением — каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея — Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис. 40:12) и исчислить множество звезд (Пс. 146:4), если можно постигнуть капли дождя (Иов. 36:37), пылинки земли, вес ветров (Иов. 28:25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест — лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию...». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, днесь Елисавет раждает и радуется...».
Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.
Минея
Великий канон был создан преподобным Андреем Критским не для церковного употребления. Это была его личная покаянная исповедь, написанная для самого себя. Мы не можем определить, исполнялся ли он при его жизни соборно или он только дома, в келье своей, читал его. Есть лишь отдаленные отголоски свидетельств. Почти пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, которая последовала в 740 году, этот канон нигде не употреблялся, а потом, в 790 году Константинополь пережил бедствие — случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из земли, все было объято светом огня и пламени. Даже сохранилась такая память «Великого труса», то есть землетрясения.
Маленький тропарь такой есть в Постной Триоди: «Господи, до вечера дожить не надеемся, помоги нам и спаси нас». До сих пор он исполняется на нашем богослужении в память об этом землетрясении. Как некоторые ученые думают, именно в те дни, во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем, не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы.
Рукопись канона хранилась у монахинь монастыря Святого Патапия в Константинополе. Они вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон.
Так, первое общецерковное употребление Великого канона было службой бедствия. Он не просто читался, а весь пропевался. Этот текст очень понравился всем, и уже потом его стали употреблять в церковном богослужении, как именно — мы не знаем, точных данных нет.
Некоторые следы его употребления имеются в типиконах Калабрии, в монастырях Гротаферрата в Италии, где было много греческих монахов. Там на некоторых рукописях Великого канона есть отметки на полях: «понедельник, вторник, среда, четверг». А одна наша славянская рукопись даже имеет надпись «пятница», то есть, и пятница первой седмицы тоже была задействована Великим каноном. Иные исследователи говорят: «Этого не могло быть!»
У меня есть только один аргумент: надо обратиться к творчеству преподобного Феодора Студита, который умер в 826 году. Он не только включил Великий канон в состав своей Триоди, но и, подражая Андрею Критскому, написал свой канон о Страшном Суде, который и сейчас исполняется у нас в храмах за неделю до Великого поста. Он взял те самые ирмосы, написанные Андреем Критским, и как редактор и режиссер продумал и написал в этом же ритме, с теми же мелодиями свой канон о Страшном суде. Поэтому вполне вероятно, что именно Феодор Студит был инициатором пропевания Великого канона и на первой седмице поста, и в полном составе на 5-й седмице.
Протоиерей Сергей Правдолюбов
«О Великом покаянном каноне Андрея Критского»