Понедельник  первой седмицы Великого поста

Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения – особенной продолжительностью. Это время особой молитвы и строгого воздержания. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие причащаются Святых Христовых Таин. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются.

В первые четыре дня Великого поста – с понедельника по четверг – на великом повечерии во всех храмах читается Канон преподобного Андрея Критского (Великий канон), который настраивает христиан на подобающее проведение поста.

Великий канон Андрея Критского – один из величайших богослужебных текстов, чудо церковной гимнографии. Его покаянные слова не оставляют никого равнодушным. Он начинается словами, обращенными ко Господу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши…» В это время полагается земной поклон. Каждый стих Великого канона сопровождается псаломским припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»

Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослуженого круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина.

Покаянный канон Андрея Критского читается Великим постом два раза. На первой седмице Поста канон делится на четыре части. На Великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг читается по девять песней канона. Верующие стараются иметь при себе текст канона (чаще всего с параллельным переводом на русский язык) и следят за ходом чтения, чтобы лучше понимать смысл. Можно заранее прочитать канон дома (с переводом). В современной Церкви сложилась  традиция – во время чтения канона в храме гасят свет, поэтому можно заранее купить свечу и зажигать ее во время чтения.

Чтение Великого канона настраивает верующих на подобающее проведение святых дней Четыредесятницы. Поэтому так важно обязательно присутствовать в эти дни на службе в храме.

Второй раз канон полностью читается на утрене четверга 5-ой седмицы перед неделей Марии Египетской.

Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начитается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина, которое продолжается до Великой Среды.


О трапезе во время Великого поста

Великий пост установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. Православные стремятся воздержанием и молитвой очистить свою душу, пробудить и возродить ее перед великим праздником Воскресения Христова и сделать ее способной принять тот отблеск подлинной вечной радости, какая подается христианам на Пасху.

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Святой Четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – сорок восемь дней.

В старину в России жизнь во время Великого поста кардинально менялась: отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами. На первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов

Особой строгостью и длительностью богослужения отличается первая седмица Великого поста.

В понедельник, вторник и среду до литургии Преждеосвященных Даров вкушение пищи не положено. После первой литургии можно есть вареное.

В четверг – снова воздержание от пищи или сухоядение (сухоядение, или сухоястие – это не просто вкушение растительной или сухой пищи без воды, как думают некоторые, а вкушение постной холодной, то есть, неподогретой, пищи без масла и не подогретого питья.)

В пятницу, после литургии – вареное.

Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста (с небольшими вариациями): в первые два дня сухоядение, в следующие три – вареная растительная пища без масла.

В субботу и воскресенье – пища с маслом.

В остальные дни Великого поста – с понедельника по пятницу – положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну – «вечеря».

В субботы и воскресенья Великого поста – двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином.

Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста (кроме среды и пятницы), а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла.

В Крестопоклонную (серединную) седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла.

Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (если этот день будет до Лазаревой субботы) разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения (если он не приходится на Страстную Седмицу) и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В последнюю седмицу Великого поста – Страстную – вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В эти дни постятся по особому уставу.

До Великого Четверга употребляют пищу без масла.

В Великий Четверг – Воспоминание Тайной Вечери Спасителя. В этот день разрешается елей.

Самый строгий пост – Великая Пятница – Воспоминание Страстей Господних. Многие верующие воздерживаются от пищи в течение всего дня, а если не позволяют силы, то хотя бы до Выноса Плащаницы.

В Великую субботу – строгий пост без масла.

По учению Святых отцов, Великий пост – это жертва Богу, путь, воздержанием и покаянием, возвращающий человека в рай. Великим постом православные христиане стараются чаще бывать на исповеди, посещать великопостные богослужения, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы достойно встретить великий праздников праздник – Пасху, Светлое Христово Воскресение.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.