Проповедь насельника Данилова монастыря игумена Феофана (Крюкова) на праздник Обрезания Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, Господь наш Иисус Христос в восьмой день по Рождестве Своем благоволил претерпеть обрезание. В этот день Ему было наречено имя Иисус, которое было предсказано Архангелом Гавриилом Деве Марии: и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. 1:31–32).

Почему Господь в этот день изволил претерпеть страдания, приняв обрезание? Христос принял обрезание, во-первых, для того, чтобы исполнить закон, который требовал, чтобы всякий иудей был в восьмой день подвергнут обрезанию, прообразовавшему собой крещение в христианстве. Не приидох, — говорит Он, — разорити [закон], но исполнити (Мф. 5:17), и Он повиновался закону, для того чтобы нас, повинных и подчиненных закону, сделать свободными. 

Об этом и святой апостол Павел говорит: посла Бог Сына Своего... бываема под законом, да подзаконныя искупит (Гал. 4:4–5). И вот только после того, как Господь Иисус Христос исполнил весь закон, после Его Крестной смерти Апостолы собрались в Иерусалиме и признали почти все обрядовые ветхозаветные установления закона Моисеева не обязательными для христиан, в том числе и обрезание.

Во-вторых, Господь принял обрезание для того, чтобы показать нам, что Он принял истинную, а не мнимую плоть и тем заградил уста еретиков, которые суесловили, что Христос не принял истинной плоти человеческой, а только имеет вид ее.

В обрезании явлено было не воображаемое, а подлинное Его человечество. Ибо, если бы Его тело было кажущимся, а не действительным, то, как можно было бы совершить обрезание над кажущимся телом? А в современных терминах это означает, что этим был нанесен удар по всем культам, которые воспринимают Господа как нечто абстрактное, как идею, как духовный идеал, и не признают Бога как Личность.

В-третьих, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы ввести нас во внутреннее духовное обрезание. Апостол Павел в своих Посланиях говорит: ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6).. И в другом месте говорит: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь [то есть новый человек] (Гал. 6:15), и еще: Обрезание ничто, и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих (1 Кор. 7:19).

Окончив плотский ветхий завет, Господь Иисус Христос положил начало новому духовному, и как ветхий человек должен был обрезывать чувственную плоть, так и новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордыню, нечистоту и другие греховные желания.
Ветхозаветное обрезание уступило место таинству Крещения, прообразом которого это обрезание и было, а Крещение — это духовное обрезание. Это дверь в будущую жизнь через освобождение от грехов, ибо ничто нечистое не может войти в Царство Божие (см. Откр. 21:27). Крещение — это духовное обрезание, это — отревание сочувствия греху, отвращение ко греху и возбуждение чувства сладости жизни по Богу. Духовное обрезание означает устроение отпущения грехов, как особое дело в домостроительстве спасения...

Фото: 
monasterium.ru
1

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.