Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)

Рождественский Сочельник (сочевник) предшествует великому двунадесятому празднику Рождества Христова и является днем особо строгого поста, когда мы духовно и телесно готовим себя к важному церковному событию, особым постом очищаем свою душу и ждем праздника.

По древней благочестивой традиции в Сочельник не принято вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Это связано с памятью о появлении звезды, возвестившей волхвов о Рождении Христа. Звезду называют «Рождественской» или «Вифлеемской» — по месту рождения Спасителя. 

На Руси в этот день ели сочиво — вареные зерна пшеницы или других злаков с добавлением сухофруктов, орехов, мёда и ягод. По одной из версий, само название «сочельник» произошло от слова «сочиво», по другой — от слова «сочень» — лепешки на конопляном масле, которые пеклись на Рождество Христово.

Согласно современному церковному уставу, если Навечерие бывает воскресенье (т. е. непостные дни), то полагается две трапезы: первая — после литургии, на ней позволено вкушать «по уломку хлеба и от вина мало»; вторая — после вечерни, на ней «сочиво обварено или кутию с мёдом». Если Навечерие прходится на постный день (с понедельника по пятницу), то бывает лишь одна трапеза после литургии, на которой разрешается вкушать лишь «варение с елеем». В этот день также варили взвар (узвар) — особый напиток вроде современного компота из сухофруктов, только очень концентрированный. 

Вот, как этот день вспоминал замечательный русский писатель Иван Шмелёв: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы [сушеные абрикосы или персики]... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. <...> В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... — гул и гул».

Что такое праздник для верующего человека? Это прежде всего торжество духовное, а потому оно немыслимо без храма, без участия в таинствах Церкви, без соединения со Христом в таинстве Святого Причащения. Однако, к сожалению, вопрос о еде: что и когда можно, а чего нельзя порой затмевает смысл праздника, и человек забывает, о том, что всё духовное содержание этого дня должно быть наполнено лишь одним: ожиданием великого и радостного события — пришествия в мир Господа Иисуса Христа.

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.