18 ноября избрание на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

«Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание, как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».
Архиепископ Антоний (Храповицкий)

Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин (Беллавин)) родился 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии, в семье потомственного священника. Окончив курс торопецкого духовного училища, поступил в Псковскую духовную семинарию. Товарищи уважали его за блестящие успехи в науках и всегдашнюю готовность помочь, особенно в составлении и исправлении многочисленных в семинарии сочинений. Друзья в шутку называли его «архиереем». После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где также имел отличные оценки в учебе, все время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своей склонности к монашеству. По словам современника, Тихон с детства был «богобоязненным без лукавства и святошества». В Академии соученики пророчески дали ему имя «патриарх». Окончив Академию в 1888 году со степенью кандидата богословия и правом получения степени магистра без нового устного испытания, он был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковскую духовную семинарию.

В декабре 1891 года, на 26-м году жизни, будущий владыка был пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского, что для многих его соучеников явилось полной неожиданностью. На следующий день он был рукоположен в сан иеродиакона, через неделю — иеромонаха.

Иеромонах Тихон служил преподавателем и ректором двух семинарий. 19 октября 1897 года, на 34-м году жизни, он был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской лавры. А через год, в 1898 году, назначен епископом Алеутским и Аляскинским, затем служил в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других местах. При нем в США были открыты десятки новых храмов, православная духовная семинария. 

В период епископства владыки имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской Церкви, в состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в православие. При его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных текстов на английский язык. 

В 1907 году владыка был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, а с 1913 года возглавил Виленскую кафедру. В июне 1917 года он был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. 

15 (28) августа 1917 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Божественной литургией, совершенной в Успенском соборе московского Кремля, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 годов. Важнейшим его деянием было восстановление патриаршества в России, положившее конец двухсотлетнему синодальному периоду в истории Русской Церкви. Избрание решено было проводить в два этапа: тайным голосованием и чрез жребий. После четырех туров голосования выяснилось, что наибольшее количество голосов набрали три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 309 голосов, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159 голосов, и митрополит Московский Тихон (Белавин) — 148 голосов. Затем предстоял второй этап выборов: посредством жребия. Это был всего лишь второй случай в истории Русской Православной Церкви избрания патриарха по жребию. В первый раз, в 1642 году, перед Владимирской иконой Божией Матери из шести кандидатов по жребию был выбран Патриарх Иосиф.

5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в Храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв, канонизированный в 2000 году в лике преподобных) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора, и митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «Митрополит Тихон». Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший перед этим наименьшее количество голосов. 

Во время выборов ни одного из кандидатов в Храме Христа Спасителя не было. Митрополит Тихон узнал о своем избрании только тогда, когда к нему на Троицкое подворье на Самотёку (резиденцию Московских митрополитов) приехали все архиереи — члены Собора. 

21 ноября (4 декабря) того же года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе была совершена интронизация нареченного и избранного Патриарха Московского и всея России Тихона.

Патриарху Тихону довелось возглавить Русскую Церковь в самое тяжелое время ее исторического бытия: революция, безбожная власть, Гражданская война. Гонения обрушились на Церковь с первых дней октябрьского переворота. 19 января 1918 года Патриарх Тихон издал свое знаменитое «Воззвание», которое, в частности, гласило: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское...»

Неурожай 1919 и в особенности 1920 годов, разруха, экономический хаос привели к тому, что в Поволжье и других регионах страны начался массовый голод. 23 февраля 1922 года ВЦИК опубликовал декрет «Об изъятии церковного имущества». В связи с этим Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием, в котором говорилось: «Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Однако власти изымали все изделия из драгоценных металлов, в том числе и предметы, предназначенные исключительно для богослужебных целей (священные сосуды). Кампания сопровождалась репрессиями против священнослужителей, что не могло не вызвать сопротивления священнослужителей и мирян. Святейший Патриарх выступил с резкой критикой властей за закрытие храмов. В ответ на протесты верующих власти применили жесткие меры, вплоть до расстрела (расстрел православных верующих в Шуе 15 марта 1922 года). 

По всей стране продолжались гонения на Церковь, осквернение и уничтожение святых мощей, аресты епископов и священников, травля Патриарха Тихона. Власти неоднократно пытались устранить его от церковного управления, для чего была создана полностью лояльная властям церковная организация (обновленцы). Его Святейшеству довелось пережить череду арестов, обысков, заключений и покушений на жизнь. Все это подорвало здоровье Предстоятеля Русской Православной Церкви. 

7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, на 61-году жизни, Патриарх Тихон отошел ко Господу. По официальным данным, от сердечной недостаточности, хотя существует и версия о его отравлении. Он был похоронен 12 апреля, в Вербное воскресенье, в Малом соборе Донского монастыря. Со временем сведения о точном месте его погребения были утрачены. Многие полагали, что власти уничтожили останки святителя. 

9–11 октября 1989 года в Даниловом монастыре прошел Архиерейский собор, приуроченный к празднованию 400-летия установления Патриаршества на Руси. На соборе было принято решение о канонизации Патриарха Иова — первого русского патриарха, избранного в 1589 году, и Патриарха Тихона — первого Предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества Поместным Собором 1917–1918 годов. Канонизация Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских.

В начале 1992 года был совершен поджог Малого собора Донского монастыря, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара неожиданно были обнаружены нетленные мощи святого патриарха Тихона. Ныне они находятся в Большом соборе Донского монастыря.

В Даниловом монастыре можно помолиться перед частицей святых мощей Патриарха Тихона, покоящейся в беломраморной раке, в северном приделе Троицкого собора

~

Тропарь святителя Тихона, глас 1-й

Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

Кондак святителя Тихона, глас 2-й

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

~

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России:

«Умереть нетрудно. Надо научиться жить, когда трудно».

~

«Вера есть великая сила, помогающая человеку в самых стесненных и трудных обстоятельствах жизни».

~

«Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» 

~

«Установление той или иной формы правления государства — не дело Церкви, а самого народа. Будет ли царь, будет ли конституция, будет ли президент Российской республики, это решит сам народ, а Церковь не связывает себя на веки определенным образом правления, ибо таковой имеет лишь относительное историческое значение. Церковь несет другое служение: она является и должна быть совестью государства».

~

«Согласно христианскому учению, возжжение восковой свечи является бескровным жертвоприношением, причем угодность последнего Богу зависит от внутреннего настроения приносящего и не находится ни в какой связи с количеством или рыночной ценой жертвуемого дара».
 

~

«Но Бог не спасает человека без самого человека. Сей последний должен сам усвоить спасительный подвиг Искупителя. Для чего ему надлежит изобразить Христа, воплотить в сердце своем, в делах и в жизни, а не ограничиваться только одним названием христианина и одной принадлежностью к Церкви Христовой».

~

«Если вражда людская разрушила город, то любовь братская поможет создать его еще лучше».

~

Первосвятительское слово Патриарха Московского и всея Руси  Кирилла в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, патриарха Московского и всея России 18 ноября 2017 год.

<...> Ровно сто лет назад по воле Божией в Храме Христа Спасителя из трех кандидатов, определенных Священным Собором Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом.
То были грозные времена. Уже пролилась кровь невинных, кровь новомучеников и исповедников. Восходя на Патриарший престол, святитель Тихон отдавал себе отчет в том, какой крест его ожидает и какие горькие жизненные обстоятельства предстоят не только ему, но и всем верным служителям Церкви Божией. В своем первом послании он говорит о том, что изнуряющая война и губительная смута терзают тело России. Какие точные слова! Только представьте: нарастающая внешняя угроза порабощения всей страны, фактически ее уничтожения, и одновременно внутренняя смута невероятной силы, перекликавшаяся с событиями начала XVII века, но куда более страшная. Конечно, святитель прозревал все опасности исторического развития страны, и поэтому уже в первых словах, обращенных к пастве, он говорит о Промысле Божием, о силе Божественной, о том, что все свершилось по воле Божией, о том, что Церковь и все верующие люди возлагают свою надежду на Бога и только в Нем видят опору и спасительную силу для исцеления недугов обезумевшей страны. И народ воспринял избрание святителя Тихона не просто как возведение в Патриаршее достоинство одного из иерархов, но как явление особой Божественной милости. В тяжелейший момент истории, после двухсотлетнего перерыва, какого Предстоятеля Господь дарует Русской Церкви! Люди связали с избранием Патриарха огромные надежды, увидев в нем силу, объединяющую весь православный русский народ.
Вскоре после интронизации, на Красной площади состоялся грандиозный крестный ход, в котором приняли участие сотни тысяч людей. Когда святитель Тихон преподал благословение тем, кто с восторгом молился о его предстоящем служении, вся площадь опустилась на колени в знак признания того, что Патриарху вручена особая миссия — молиться за народ Божий, за Русь Святую в самое тяжелое время ее исторического бытия. Люди действительно видели в Патриархе того, кто вдохновляет и духовно укрепляет всех, кто не утратил национального самосознания, кто сохранил любовь к Родине, кто мечтал о возрождении страны. Но это понимали и те, кто пришел к власти и с первых дней стал уничтожать архиереев, священников, активных мирян.
Гонения обрушились на нашу Церковь с первых дней октябрьского переворота. Мы знаем, что революция совершалась под очень привлекательными для народа лозунгами. Говорили о мире, что было так важно для действительно истерзанной войной страны. О передаче земли тем, кто на ней трудится, что было так важно для тех, кто реально трудился и производил материальное богатство страны. Но, как заявила новая власть, для достижения этих целей необходимо бороться с нажившими свое богатство за счет народа. Таких людей назвали эксплуататорами, капиталистами и на них обрушили свой гнев.
При чем же здесь Церковь? А Церковь стала страдать раньше всех капиталистов. Четыре года спустя в стране снова появились капиталисты, которых прозвали нэпманами, и для многих стало очевидно, что не с капиталистами боролись, совершая переворот, — боролись с чем-то более значимым, в первую очередь с Церковью и духовной жизнью. И борьба не прекращалась на протяжении семи с лишним десятилетий, — кровавые гонения, начавшись сразу после революции, усугубились тем, что происходило и в 30-х годах, и в послевоенное время.
Почему же так? При чем тут Церковь? Если есть желание строить справедливое общество, то зачем уничтожать Церковь и веру в Бога? А только потому, что вера в Бога дает людям внутреннюю силу и автономию от внешних давлений, способных разрушить сознание человека и его внутреннюю духовную жизнь.
Вот и сегодня то, что происходит в мире, в так называемых просвещенных странах, удивительным образом напоминает случившееся после нашей революции. Изгоняется имя Божие из сознания людей, насаждаются греховные идеи и модели поведения, которые разрушают нравственную основу человеческой жизни. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы люди потеряли внутреннюю автономию, внутреннюю свободу, стали легко манипулируемыми. В послевоенные годы было необходимо заставить народ делать то, чего от него хотела власть. А власти не были нужны люди внутренне свободные, со взором, обращенным к небу, способные проверять все то, что они слышат, соотносить человеческие устремления с тем, что говорит слово Божие. Ведь для того чтобы человека поработить, сделать его марионеткой, подчинить власти денег или идеологии, которая обслуживает интересы сильных мира сего, нужно лишить его веры, а тем самым — и нравственного чувства, и способности совершать подвиг жизни.
Сегодня наступило, казалось бы, совсем другое время, но в глобальном измерении Церковь Божия сталкивается с теми же вызовами, что и при Патриархе Тихоне. Вызовы мимикрируют под местную культуру, под обстоятельства жизни, но целеполагание то же самое. И потому так актуальна для нас сегодня молитва перед ракой святителя Тихона, чтобы он помог Церкви нашей хранить себя, хранить веру, хранить свой народ, никогда не ослабнуть в свидетельстве о Христе Воскресшем, никогда не преклонить колени перед силой, которая стремится увести людей в бездну.
Святитель Тихон, как и его поколение в большинстве своем, погибли в этой борьбе. Физически погибли, но как же много они сделали! Какой светлый луч в нашей церковной истории — их жизнь, их подвиг! Этот луч имеет такую силу, что он и для нас высвечивает дорогу в будущее. И дай Бог всем нам идти по этому пути, имея то же мужество, ту же мудрость, крепость душевных сил и ясное понимание того, что Церковь борется не с политическими режимами, не с властью, а с миродержителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной (см. Еф. 6:12). И если это сознание будет отражаться в деяниях нашего епископата, духовенства и всего верующего народа, то, верю, сохранится Святая Русь — молитвами святых угодников Божиих, всех святых, в земле Русской просиявших, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского <...>

0

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.