Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота как день поминовения православных воинов была первоначально установлена по ходатайству Великого князя Димитрия Иоанновича Донского после исторической победы русских войск на Куликовом поле 8 (21 нов. ст.) сентября 1380 года. В сражении погибло огромное количество воинов. Перед судьбоносным сражением игумен земли Русской, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Великого князя Димитрия, но дал в помощь двух монастырских иноков, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые вышли на поле брани не в кольчуге и броне, а в одежде схимников. 

Возвратясь после битвы в Троицкую обитель, Великий князь Димитрий благодарил преподобного и братию за молитвы и просил отслужить благодарственные молебны Господу Иисусу, «Сильному в бранех», также заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, убиенным на поле Куликовом. Завершилось поминовение общей поминальной трапезой. 

Ввиду заявленного боярами пожелания и на будущее «память творити, кто сложил голову свою», он установил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем своих именин, 26 октября (8 ноября по нов. ст.), — днем памяти великомученика Димитрия Солунского, которого славяне считают своим покровителем. А суббота получила наименование Димитриевской. 

С годами Дмитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе днем «сугубого», то есть особо прилежного, поминовения всех от века усопших православных христиан, а не только воинов, сложивших голову на поле брани. Некоторые исследователи полагают, что, по-видимому, это связано с тем, что обычай осенних поминок был издревле принят на Руси. Святитель Афанасий Ковровский писал: «С принятием христианства он [обычай поминок] сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь всё доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает». 
Иногда Димитриевскую родительскую субботу ошибочно называют вселенской субботой. В отличие от Мясопустной и Троицкой родительских суббот, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе церковный Устав умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление.
В наше время в Димитриевскую субботу православные христиане совершают поминовение не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших православных христиан. 

Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября нов. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти великомученика Димитрия.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквах и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. 

Те, кто желает помянуть своих близких, могут прийти помолиться в храм в пятницу вечером, подать записки о упокоении. В это время в храме совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. В субботу утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. В эти дни принято приносить в храм на пожертвования продукты. Как правило, это мука для просфор, кагор для совершения Литургии, масло и свечи для лампад. Можно положить на канон хлеб, сахар, крупы, сладости, фрукты, овощи. Они идут потом на церковный стол, а частично — раздаются нуждающимся. Не положено приносить в храм мясные продукты и крепкие спиртные напитки. Если у кого-либо нет возможности в эти дни прийти в храм или на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. 


~

Тропари заупокойные, глас 2-й

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим. 

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безрешен, токмо Ты, могий и преставленный дати покой.

Кондак заупокойный, глас 8-й

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.