Прославление святителя Иннокентия Митрополита Московского

«Апостолом нашего времени» — называли митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) его современники. Одно лишь перечисление мест его миссионерских трудов: Северная Америка, Алеутские, Командорские и Курильские острова, Камчатка, Приамурье, Чукотка, Восточная Сибирь, побережье Охотского моря и др. — говорят о размахе его деятельности. 

Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов) родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской губернии. Когда мальчику было всего шесть лет, умер его отец. У матери на руках осталось четверо малолетних детей. Чтобы помочь осиротевшей семье, брат умершего — диакон того же храма Димитрий Попов — взял Иоанна к себе на воспитание. Мальчик обладал незаурядными природными дарованиями, с четырех лет он начал учиться грамоте и настолько преуспел в учебе, что уже в семь лет на Рождество Христово читал Апостол в храме. Его дядя, хороший часовой мастер и механик-самоучка, увлек племянника своими занятиями, с детства привив ему любовь к механике. 

В 1806 г. девятилетнего Иоанна Попова отдали в Иркутскую духовную семинарию. В годы его учебы в семинарии во всем ощущался недостаток, даже не было отдельных классов: они помещались в тех же комнатах, в которой жили, ели и спали воспитанники. Пища в семинарии была самая скудная. Позже святитель вспоминал: «Учился я хорошо, но чисто ржаного хлеба, без мякины, до выхода из семинарии не пробовал». Его дарования и успехи в учебе выделяли его из всех учащихся. «Прекрасно», «превосходно» и «отлично» — такие оценки получал он после ежемесячных испытаний. 

Во время учебы в семинарии Иоанну дважды меняли фамилию. Чтобы различать многочисленных Поповых (их было в то время не менее семи человек в семинарии), при поступлении к его фамилии сделали добавление, указывающее на место рождения, — так он стал Поповым-Ангинским. Но чтобы еще больше устранить соименность воспитанников, ректор семинарии счел нужным почти всем ученикам переменить фамилии. Отныне Иоанн именовался Вениаминовым в честь скончавшегося недавно епископа Иркутского Вениамина (Багрянского), известного своей просвещенностью, любовью к книгам и величественной наружностью. 

В 1817 г., за год до окончания семинарии, Иоанн Вениаминов женился на дочери священника Благовещенской церкви г. Иркутска и был посвящен в диаконы той же церкви. Спустя четыре года, в 18 мая 1821 г., он был рукоположен во священника на открывшуюся вакансию в той же церкви. Как священник он прослужил в этом храме всего два года, но успел снискать любовь и уважение прихожан. Однако Господь судил ему другое служение. В ответ на запрос Святейшего Синода отец Иоанн выразил согласие поехать священником на Алеутские острова, входящие тогда в состав русских владений. 

В 1823 г. вместе с женой, сыном, матерью и братом он отправился в трудный путь. С этого времени началось почти полувековое служение будущего Апостола Америки и Сибири в благовестии Евангелия, которое он пронес «даже до края земли». С большими опасностями для жизни, в нужде и лишениях совершал свой апостольский подвиг миссионер-труженик. 

Повсюду, где служил отец Иоанн, он крестил десятки тысяч людей. Бывали случаи чудесного исцеления после крещения. Стоит ли говорить, что рассказы о подобных событиях, быстро распространяясь среди местных жителей, свидетельствовали о божественной силе христианства и способствовали их обращению. Батюшка строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них христианской вере. Замечательный проповедник, он говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца». 

Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель не только изучал язык, но и быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков слово Божие и богослужение; в 1833 г. написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более сорока изданий. Отец Иоанн вел наблюдения над природными явлениями, изучал фауну мест, его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность.

Пятнадцать лет проповедовал отец Иоанн в русских владениях Северной Америки, и понял, что для дальнейшего успеха христианской проповеди среди местного населения необходимо расширить миссионерское дело и организовать постоянную миссию. С этой целью он принял решение лично ехать в Петербург, а свою многочисленную к тому времени семью он предварительно отправил в Иркутск. 

В северной столице отец Иоанн получил известие о смерти супруги, но некоторое время не решался принять постриг, ссылаясь на обремененность большой семьей и невозможность выполнять все требования монашеского устава в миссионерских разъездах. Когда по ходатайству митрополита Филарета (Дроздова) дочери отца Иоанна были устроены в институт, а сыновья в Петербургскую духовную академию на казенное содержание, он увидел в этом указание Божие и подал прошение о пострижении в монашество. 

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил постриг отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Высокий сан не ослабил апостольской деятельности Преосвященного Иннокентия, но сообщил ей еще больший размах. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

Почти полвека нес он людям свет Божественной истины. «Оставить родину и идти в места отдаленные, дикие, лишенные многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, — есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!» — писал преосвященный Иннокентий. Митрополит Филарет говорил о святителе Иннокентии: «В этом человеке есть что-то апостольское».

Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов, но и здесь остался верен своему миссионерскому призванию. Во время работы в Святейшем Синоде он много заботился о помощи миссионерскому делу. Его попечением в 1870 г. была учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным; впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Много усилий было направлено владыкой на основание и благоустроение в Москве Православного Миссионерского Общества (1870).

Святитель Иннокентий преставился ко Господу 13 апреля (31 марта) 1879 г., в Великую Субботу, и был погребен в храме Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой Лавры рядом с глубоко чтившим его митрополитом Московским Филаретом. 

6 октября (23 сентября ст. ст.) 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий был причислен к лику святых.

Празднование памяти святителя Иннокентия установлено дважды в год: 13 апреля (31 марта) — в день блаженной кончины и 6 октября (23 сентября) — в день его прославления. 


Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского, глас 1-й

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшия слово твое, ихже боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси, Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского, глас 4-й

Истинный и наложный учитель был еси: заповеданная бо Господам сам сотворив, имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада, неверныя вразумлял еси познати веру истинную, просвещая их святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовестника Христова.


Молитва

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и Отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данилов монастырь
рассчитывает на вашу помощь!

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.