Святой князь Даниил Московский. Епископ Солнечногорский Алексий
Правление князя Даниила, младшего сына святого князя Александра Невского, было поворотным в судьбе Русской земли. За тридцать лет княжения он подготовил Москву к великому служению — быть сердцем нового государства. Князь передал своим потомкам завет продолжить начатое дело собирания и объединения разрозненных русских уделов.
Чаяния о единой Руси, о сильном централизованном государстве можно сказать, витали в воздухе — необходимость объединения понимали лучшие умы того времени. От своих предков Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства и создал все условия для того, чтобы эти чаяния стали реальностью. Начальный путь создания нового государства пролагался тихо и незаметно. Мало кто предполагал тогда, что в Москве занимается заря нового царства, а вместе с ним наступает время столь долгожданного освобождения от татарского ига. В кротком московском князе еще никто не видел великого строителя, зачинателя нового периода русской истории, который продлился до 1917 г.
Главной заботой князя Даниила было благоденствие Руси и сохранение мира между владетельными князьями. Вместе со своим двоюродным братом святым Михаилом Тверским он защищает Переяславль от притязаний великого князя Андрея. Князь Даниил защищает свое княжество и соседние с ним земли от нападения сговорившегося с татарами рязанского князя Константина. На княжеских съездах он старается добиться мира.
Миролюбие было одним из основных качеств характера святого князя. Он всегда появлялся там, где назревала беда, опасность братского кровопролития — и останавливал ссору. Однако когда бездетный князь Иоанн Переяславский завещал Москве свой богатый и многолюдный удел, нестяжательный князь Даниил принял этот дар Божий и отстоял его с мечом в руках. Посылая в Переяславль своего сына Юрия и дав ему «множество воинов», как сказано в летописи, князь Даниил защищал не свои личные интересы, а великое дело начавшегося государственного строительства.
Любовь к миру он воспитывал и в своих сыновьях. Не все они следовали примеру отца: старший, Юрий, был князем весьма неспокойным. Но удивительно, что среди распрей, раздиравших княжеские семьи в те времена, в семье князя Даниила господствовал мир. Между пятерыми братьями Данииловичами царили согласие и доверие.
Когда Юрий Даниилович предпринимает поход на Можайск, то вместе с ним идут и его братья. Когда он едет в Орду, то стеречь Переяславль поручает своему брату Иоанну. В Новгороде правит другой его брат, Афанасий, помогавший Юрию в его походах. В Костроме, а потом в Нижнем Новгороде правит брат Борис. После его смерти Юрий Даниилович погребает его с почестями в Успенском соборе во Владимире. Когда же погибает в Орде сам Юрий, то, как сообщают летописи, брат Иоанн оплакивал его в неутешной скорби.
Святой князь Даниил, начиная устроение государства, во всем прибегал к всеблагой помощи Божией, к предстательству Богородицы и святых. Родоначальником монашеской жизни в Москве был монастырь, который князь устроил в честь своего небесного покровителя преподобного Даниила Столпника, испросив святительское благословение на учреждение в нем архимандритии. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси, и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральным среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей — светской и церковной, и в дальнейшем потомки князя Даниила следовали этому основному закону русской жизни.
Свое княжеское достоинство и власть он понимал не как честь, но как жертвенное служение Богу и Отечеству. Знал, что отвечает пред Богом за всех и вся в своем княжестве. Государственный подвиг святого Даниила неотделим от подвига духовного. Не случайно его, единственного среди русских князей, Церковь прославила в двух чинах — как преподобного и благоверного князя. Особые достоинства его: смирение, миролюбие, отвержение своей воли и всецелое послушание воле Божией — это качества монашеские. Он умирает князем-иноком и завещает похоронить себя не как властителя, а как монаха — на братском монастырском кладбище. Как князь он устанавливает свое княжение на твердом основании исполнения заповедей Божиих, как инок он до конца жизни несет свой крест и следует за Христом.
Когда царь Иоанн Васильевич Грозный и святитель Макарий повелели составить Степенную книгу царского родословия, то среди жизнеописаний князей Рюриковичей особое место отвели князю Даниилу, младшему сыну великого русского святого Александра Невского. Повествование о благоверном московском правителе в этом первом своде русской истории дано как описание жизни святого — то есть, как житие. Из этого следует, что, хотя князь Даниил и не был прославлен на Макарьевских Соборах XVI в., но почитался как угодник Божий.
Тогда же царем Иоанном Васильевичем и митрополитом Макарием был возрожден Данилов монастырь. Соборная церковь восстановленной обители, посвященная Святым Отцам Семи Вселенских Соборов, по замыслу царя и святителя, должна была стать первенствующей в Москве — местом церковных собраний. Задумано так было потому, что устроителем монастыря был царский сродник и прародитель Даниил. Но царь Иоанн и митрополит Макарий увидели в кротком московском князе не только родоначальника династии, созидавшей Московское царство, но и государя, на многие века определившего содержание верховной власти в России, показавшего идеальный образ русского правителя. Потому и повелели запечатлеть его житие как образец для будущих владетелей России.
История Московского царства, управляемого потомками князя Даниила, освещена светом его праведной жизни. Его заветы, оставленные детям, передавались от отцов к сыновьям в последующих поколениях русских правителей, как Рюриковичей, так и Романовых, сохранялись ими и исполнялись.
В прежние столетия связь поколений была прочной. Отец передавал сыну то, что получил от своего отца, и это наследие свято хранилось в семьях. Наше время другое: нить, связующая нынешнюю жизнь с прошлым, почти разорвана. Однако, с любовью обращаясь к истории, мы можем найти в ней ответы на многие вопросы современности. В истории мы ищем именно те страницы, те события, которые помогают распутать узлы сегодняшнего дня, которые советуют, вразумляют, возвращают нас к истокам. Особенно же учат нас и посылают свою помощь наши святые, среди которых благоверный князь Даниил, покровитель России и ее стольного града Москвы.