Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа)

Предтеча и Креститель Господень Иоанн известен своим аскетическим образом жизни: он пребывал в пустыне Иудейской... имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3:1, 4). Он оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не подвиг его в тридцатилетнем возрасте к служению: призвать народ к покаянию и приготовить его к принятию ожидаемого Мессии. Сам Господь Иисус Христос сказал об Иоанне: Из рожденных женами не восставал [пророк] больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:10–11). 

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 г. по Рождестве Христовом повествуют евангелисты Матфей (Мф. 14:1–12) и Марк (Мк. 6:14–29), упоминает евангелист Лука (Лк. 9:9).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом II Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили своего правителя Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею.) Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что тот, оставив законную жену дочь аравийского царя Арефы, сожительствовал с Иродиадой, женой своего единокровного брата Филиппа (Лк. 3:19–20). 

В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и военачальникам. Дочь Иродиады Саломея плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная девица по совету своей нечестивой матери просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за тщеславия перед гостями и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломеи. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломея взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте.

Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской. Тело же Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23:7–12).

Евангелие ничего не говорит о дальнейшей судьбе Ирода, Иродиады и Саломеи. Но церковное предание утверждает, что Суд Божий совершился над ними еще при их земной жизни. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и вместе с Иродиадой был сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. 

Саломея, переходя зимой реку Сикорис (приток реки Эбро на севере Испании), провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор; пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Они закончили свою жизнь в нищете и полном забвении. 

Креститель Господень Иоанн — это святой, которому, за исключением Пресвятой Богородицы, посвящено самое большое количество церковных праздников в Русской Православной Церкви. 

В память о великом постнике Иоанне, этот праздник, на какой бы день недели он ни попадал, включая воскресенье, является днем строгого поста, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. В этот день православные не вкушают не только мясную и молочную пищу, но даже и рыбу.

~

Тропарь Предтечи, глас 2-й
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи, глас 5-й
Предтечево славное Усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы Усекновение.


~


В 2014 году, по решению Священного Синода, в России был восстановлен День трезвости, существовавший в России до революции. 11 сентября в храмах Русской Православной Церкви священники совершают молебное пение о страждущих недугом винопития, а также произносят проповеди о важности сохранения трезвого образа жизни.

Первое празднование Дня трезвости состоялось в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. В России в этот день закрывались все винные лавки, и прекращалась продажа алкогольных напитков, православные соблюдали строгий пост. Дата 11 сентября была выбрана неслучайно: в этот день вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира.

Инициатива празднования Дня трезвости была поддержана Минздравом России. В разных регионах России в этот день проходят тематические конференции и семинары, спортивные творческие мероприятия, связанные с профилактикой алкоголизма и других видов зависимостей. В ряде регионов в этот день установлен запрет на продажу алкогольных напитков.

В России действуют около 300 проектов Русской Православной Церкви (в том числе более 50 православных реабилитационных центров), в которых получают помощь не только алкозависимые, но и их родственники.

День трезвости в России отмечается на двух уровнях — всероссийском, 11 сентября, и международном, 3 октября. В эти дни будут проводиться тематические мероприятия, направленные на просвещение населения о вреде алкоголя.

Данилов монастырь
рассчитывает на вашу помощь!

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.