Происхождение (изнесе́ние) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
14 (1 ст. ст.) августа, в первый день Успенского поста, отмечается несколько праздников: Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также чтится память святых мучеников Маккавеев.
В название праздника Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня добавлено слово «изнесение», так как русское название праздника «происхождение» является не совсем точным переводом греческого слова προοδος, которое буквально означает «предысхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Само это название объясняет суть праздника.
Предполагается, что он зародился в Константинополе в IX в. Греческий часослов 1838 г. говорит о его происхождении следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне... износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, совершая литии по всему городу, крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста».
На Руси этот день стал праздничным в конце XIV—начале XV вв., после распространения Иерусалимского Устава. По окончании литургии совершались крестные ходы и водосвятия на реках, озерах и прудах, купание людей и скота в освященной воде. В «Сказании действенных чинов святой соборной и апостольской церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Филарета, сказано: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского по всем градам и весям».
В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви 14 августа до или после литургии совершается малое освящение воды. При погружении Креста в воду поется «Спаси, Господи, люди Твоя...» В этот день вместе с освящением воды совершается и освящение нового сбора мёда (т. н. медовый Спас, «Спас на воде», «Мокрый Спас»). По традиции, вкушать мёд разрешается именно с этого дня и только после его освящения в церкви.
~
Тропарь Креста Господня, глас 1-й
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста Господня, глас 4-й
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.
~
В этот день совершается также празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами (1164 г.), а в Греции — победа в этот же день греческого императора Мануила Комнина над сарацинами. В обоих случаях христиане сражались с войсками неприятеля, значительно превосходящими их по численности. Оба христианских предводителя молились Господу о даровании им победы, и молитва их была услышана. Свидетельством этого явились чудесные знамения от икон Спасителя и Богородицы, а в небе, над местами расположения войск, был виден крест. И когда была одержана победа над неприятелем, ее всецело приписали чудесной помощи Божией. В честь этих событий и был установлен праздник.