«Годы окаянные» | Московский Данилов монастырь

«Годы окаянные»

События 1917 г. перевернули весь ход истории не только Данилова монастыря, но и всей страны. Начались невиданные доселе богоборческие гонения на веру. Именно во время этих испытаний древнему Данилову монастырю суждено было пережить небывалый духовный расцвет и сыграть важную роль в истории Русской Православной Церкви XX в. В страшные послереволюционные годы, наполненные террором и воинствующим безбожием, обитель святого князя Даниила просияла как оплот Православной России.

1 мая 1917 г. настоятелем Данилова монастыря Москвы был назначен епископ Феодор (Поздеевский). С приходом нового настоятеля в древней обители началось время особого духовного подъема. До этого на протяжении восьми лет владыка Феодор был ректором Московской духовной академии.

Вслед за учителем в Данилов пришли многие его бывшие студенты, помощники и единомышленники. Владыка собирался продолжить начатое им дело: воспитание истинных пастырей для народа, не только хорошо образованных, но и буквально горящих своими убеждениями и зажигающих настоящую веру в народе. Став настоятелем Данилова, он считал одной из своих главных задач привлечение в монастырь ученой братии и создание иноческого братства монахов-подвижников, активных защитников православия, способных противостоять натиску всевозможных «революционных» и «реформаторских» течений в Церкви.

Так Данилов в 1920-е гг. стал одним из духовнических центров России. Вся православная Москва съезжалась на богослужения и исповеди в монастырь, появилась целая группа духовников, окормлявших в эти трудные годы всю многочисленную паству обители: архимандрит Георгий (Лавров), архимандрит Симеон (Холмогоров), архимандрит Поликарп (Соловьев), архимандрит Стефан (Сафонов), архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков), иеромонах Павел (Троицкий).

По воспоминаниям современников, в 1920-е гг. в Даниловом монастыре наблюдался необыкновенный духовный подъем. В храмах, всегда переполненных народом, царил настоящий молитвенный дух. Знаем мы об этих духовниках и об этом времени, главным образом, благодаря воспоминаниям их духовных чад, которым удалось дожить до наших дней, а также из следственных дел 1920-1930-х гг.

Монастырь сполна разделил со всей страной страшные последствия октябрьского переворота: изъятие церковный ценностей и кощунственное использование его святых храмов, исчезновение знаменитых колоколов, отправка в ссылки и тюрьмы духовенства. А самое страшное — расстрел в 1937 г. даниловской братии во главе с отцом настоятелем архиепископом Феодором Поздеевским.

 

Возвращение монастыря

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.