Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×

Епископ Солнечногорский Алексий. Данилов монастырь и даниловцы в судьбе епископа Григория (Лебедева)

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы игумены и матушки игумении, братья и сестры!

Полагаю ограничить свое выступление напоминанием о нескольких судьбоносных пересечениях судьбы епископа Григория (Лебедева) с Даниловым монастырем, его насельниками и настоятелем обители архиепископом Феодором (Поздеевским).

В 1899 году, успешно сдав вступительные экзамены, Александр Лебедев (будущий владыка Григорий) был зачислен в Казанскую духовную академию. Здесь он впервые встретился со своим тезкой Александром Поздеевским (будущим архиепископом Феодором), сыгравшим значительную роль в его судьбе через двадцать лет.

С 1895 года Казанскую духовную академию возглавлял архимандрит Антоний (Храповицкий) — творческая личность, блестящий педагог, во многом определивший духовный и интеллектуальный расцвет Академии в эти годы. В июле 1900 года епископ Антоний был переведен на новое место служения (он возглавил Уфимскую и Мензенскую кафедру), но и при новом ректоре, епископе Алексии (Молчанове), в Академии сохранялась монашеская атмосфера. Многие соученики Александра Лебедева — Виктор Ряшенцев, Пётр Кедров, Михаил Холмогоров, Александр Поздеевский — уже в студенческие годы избрали для себя монашество, но для него, видимо, еще не пришло время выбора иноческого пути.

Несмотря на свою глубокую религиозную настроенность, приобретенную еще с малых лет, лишь спустя двадцать лет после окончания Академии, в возрасте 43 лет, Александр выбирает самую тяжелую в эти годы судьбу — монашество, что сулило многие страдания, а часто мученическую кончину. Ведь новые власти уже признали духовенство «классовым врагом». И это решение его было хорошо продумано, это не юношеский порыв, а тщательно взвешенный поступок уже немолодого человека, прекрасно отдающего себе отчет во всех последствиях.

Рождественским постом 1921 года, незадолго до праздника, в Смоленской Зосимовой пустыни Александр Лебедев принял монашеский постриг с именем Григорий в честь святителя Григория, епископа Неокесарийского. Восприемником его стал епископ Варфоломей (Ремов). В этой же обители десять лет назад, в 1911 году, владыка, в то время студент Московской духовной академии Николай Ремов, был пострижен в мантию ректором Академии епископом Феодором (Поздеевским).

Под руководством опытного старца игумена Митрофана (Тихонова), одного из старейших насельников пустыни, прошли первые месяцы послушания инока Григория. Вскоре он продолжил свое монашеское делание в Московском Свято-Даниловом монастыре под руководством известного ему по Казанской академии владыки Феодора.

Данилов ставропигиальный мужской монастырь — старейший в Москве. За свою более чем 700-летнюю историю он пережил годы расцвета и забвения, разрухи и возрождения. Именно Даниловой обители в годы страшных богоборческих гонений было суждено сыграть важнейшую роль в истории Русской Православной Церкви. В суровых условиях тех лет ее насельники сумели сохранить полнокровную монашескую жизнь. Это было, несомненно, связано с тем фактом, что 1 мая 1917 года настоятелем Данилова монастыря был назначен епископ (с 1923 года архиепископ) Волоколамский Феодор (Поздеевский). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Под управлением владыки Феодора монастырь в эти годы переживал расцвет духовной жизни, он стал хранителем и блюстителем чистоты веры, центром духовной жизни столицы, да и всей православной Руси.

До назначения в Данилов монастырь на протяжении восьми лет, с 1909 по 1917 год, епископ Феодор был ректором Московской духовной академии, крупнейшего научно-богословского центра России. Владыка был убежден, что Академия должна готовить духовных пастырей, а не просто светски образованных людей, что преподавание в высшем учебном заведении Церкви должно строиться на церковных началах, что необходимо возвращение к святоотеческому православию. Своим собственным примером и пастырским словом он воспитывал вверенное ему юношество в строго православном духе. За время своего ректорства в Академии он воспитал целую плеяду учеников, проявивших себя в дальнейшем, во время богоборческих гонений, настоящими воинами Христовыми.

Возглавив Данилов монастырь, владыка Феодор продолжил дело, начатое в Академии. Одной из главных своих задач он считал привлечение в монастырь ученых иноков и создание братства монахов-подвижников, подлинных защитников православия, способных противостоять натиску всевозможных «революционных» и «реформаторских» течений в Церкви. Вслед за своим наставником в Данилов монастырь пришли многие его бывшие студенты, помощники и единомышленники по Академии. Под руководством владыки была открыта Высшая богословская школа, так называемая Даниловская академия, в которой он сам преподавал аскетику. Вокруг владыки сложилась так называемая «Даниловская группа» близких по духу архиереев, твердо державшихся святоотеческих традиций и канонов Церкви, изгнанных властями и обновленцами со своих кафедр и нашедших пристанище в Даниловом монастыре. Именно в эти годы монашеская жизнь в Даниловом монастыре достигла необычайной духовной высоты.

Для многих монашествующих и мирян сама Данилова обитель стала высшей духовной школой, прошел ее и инок Григорий. К сожалению, до нас не дошли документы или письменные свидетельства о его пребывании в Даниловом монастыре. Среди сохранившихся материалов — воспоминания протоиерея Константина Лебедева «Памяти епископа» о годах, проведенных его братом Григорием в обители. Вот что он пишет: «…дальнейшее послушание он нес в Московском Даниловом монастыре у старого церковного канониста, магистра богословия епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). В обители инок Григорий был посвящен в иеродиакона, иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита». За такой короткий срок — три года — он прошел путь от иеродиакона до архимандрита, что дает основание некоторым автором ошибочно указывать, что владыка Григорий является пострижеником Данилова монастыря. «Три года, проведенные в Даниловом монастыре, были наилучшей подготовкой к епископскому служению».

Действительно, когда понадобилось избрать епископа на викарную Шлиссельбургскую кафедру, где нужен был строго церковный и высокообразованный кандидат, выбор пал на архимандрита Григория (Лебедева). 2 декабря 1923 года Святейший Патриарх Тихон хиротонисал его во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, викария Петербургской епархии.

Еще раз судьба свела епископа Григория с даниловской братией в последний год его жизни.

В 1933 году владыка ушел на покой и поселился в Кашине, районном центре Тверской (с 1931 по 1990 год — Калининской) области. Город издревле считался одним из центров православия в России. Здесь владыка ведет полузатворнический образ жизни, избегая лишних встреч, работает над богословскими трудами, среди которых центральное место занимает экзегетическое сочинение «Благовестие святого евангелиста Марка (Духовные размышления)», заботливо опекает своих духовных чад, которые приезжают к нему из Ленинграда, ведет с ними переписку. Такая относительно спокойная жизнь продолжалась всего четыре года. В стране вновь начались массовые репрессии. Лишь немногим архиереем Русской Православной Церкви удалось пережить время «великого террора». Не обошли стороной репрессии и Кашин. Здесь в эти годы жило много священников и монахов, высланных из столицы, а также других городов и монастырей, в том числе  из Данилова монастыря.

В начале 1937 года власти сфабриковали несколько дел, по которым привлекались бывшие насельники Данилова монастыря, объявленные теперь контрреволюционной организацией. Епископ Григорий был лично знаком с даниловцами: архимандритом Поликарпом (Соловьёвым), архимандритом Стефаном (Сафоновым), иеромонахом Исаакием (Бабиковым), но близкого общения в эти годы между ними не было, учитывая полузатворнический образ жизни епископа Григория. В Кашине начались массовые аресты священников и мирян. 16 апреля 1937 года был арестован владыка Григорий по печально известной статье 58-10/11. На допросах владыка Григорий держался с твердостью, категорически отвергая все обвинения в причастности к «фашистско-монархической организации» г. Кашина.

31 августа 1937 года следствие по этому сфабрикованному делу было закончено. 13 сентября объявлен приговор. По этому делу проходили пятьдесят человек, и все, кроме одного несовершеннолетнего, были приговорены к расстрелу. 17 сентября 1937 года епископ Григорий был расстрелян, в этот же день по этому делу были расстреляны и даниловцы — архимандрит Стефан (Сафонов) и иеромонах Исаакий (Бабиков).

С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники бережно хранят память о всех пострадавших за веру в годы гонений, ведут большую работу в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников. В Издательстве монастыря публикуются книги. Несколько лет назад была выпущена десятитысячным тиражом книга епископа Григория (Лебедева) «Толкование на Евангелие (от Марка и Луки)». Регулярно на сайте монастыря и в альманахе «Даниловский благовестник» публикуются материалы, рассказывающие о жизни и подвигах этих подвижников благочестия.

Именно благодаря этим людям, как прославленным, так и ждущим еще своего часа, ради веры готовым на любые лишения и испытания, сумевшим сохранить верность Церкви, не прервалась и дотянулась до нас нить настоящей веры, которая ведет всё новых и новых людей в Царство Небесное.

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.