Апостол Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна Богослова
Св. апостол Иаков, старший брат св. Иоанна Богослова был сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле. Во время занятия рыбной ловлей они оба были призваны Господом. Это было вскоре после выступления Его на проповедь. Проходя около озера Галилейского, Христос увидел рыбаков, занимающихся своим делом. В лодке одного из них, Симона-Петра, Господь совершил чудо: в закинутые сети попалось необыкновенное множество рыбы, тогда как целую ночь перед этим рыбаки понапрасну трудились. После этого Господь велел Петру и Андрею следовать за Ним. Увидев неподалеку других двух братьев, Иакова и Иоанна, в лодке вместе с Зеведеем, отцом их, призвал и их обоих. Они, оставив Зеведея, тотчас же пошли за Христом (Лк.5:1–11;Мк.1:16; Мф.4:18–22). С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа. Оба они были причтены к лику 12-ти апостолов и за свою пламенную ревность получили от Господа наименование «Воанергес», что значит «сыны грома» (Мк.3:17). Эта ревность однажды так резко обнаружилась, что вызвала даже упрек со стороны Господа. Господь шел в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой ближайший путь лежал через Самарию. Но в первом же Самарянском селении не хотели принять Христа. Ревностная любовь Иакова и Иоанна к Учителю не вынесла такого оскорбления Ему. «Господи, – воскликнули они, – хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как это сделал и Илия?» Но Господь с упреком остановил их, дав им понять, что в них вместе с ревностию говорит и оскорбленное самолюбие (Лк.9:51–56).
Вместе с Симоном-Петром Иаков и Иоанн были избраннейшими учениками Господа. Им троим Христос, преимущественно перед другими апостолами, открывал Свои Божественные тайны. Так, когда восхотел Он явить славу Своего Божества на Фаворе, взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна(Мф.17:1–13; Лк.9:28–36; Мк.9:2–13). Они же трое присутствовали в саду Гефсиманском, когда Господь изливал свои душевные страдания в молитве к Богу Отцу (Мк.14:32–42; Мф.26:36–46). Эта близость Иакова и Иоанна к Господу, вероятно, побудила 8 их обратиться к Нему с нескромной просьбой дать сесть у Него по правую и левую руку в Царствии Небесном. Господь объяснил им нескромность их просьбы и неясное понимание тайн Царствия Божия, но вместе с тем предсказал им, что они будут пить Его чашу, т. е. претерпят бедствия и страдания за имя Его (Мк.10:35–55; Мф.20:20–28). Предсказания Господа потом и исполнились с точностью на обоих братьях.
После сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы св. апостол Иаков проповедовал Евангелие в разных странах, в том числе, по свидетельству некоторых, в Испании. Когда потом он вернулся в Иерусалим, то был страшен, как гром небесный, для неверующих иудеев. Св. Иаков своей деятельностью оправдал название «сын грома», данное ему Господом при избрании в апостолы. Ничего не боясь, смело и открыто Иаков проповедовал, что Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он обезоруживал Божественным Писанием фарисеев и книжников и строго укорял их за неверие и жестокосердие. Не в состоянии будучи сами противопоставить что-либо словам апостола, они наняли за деньги одного философа-волхва по имени Гермоген, чтобы он вступил с Иаковом в спор и посрамил его. Гермоген был человек очень самостоятельный и высокомерный и хвастался иудеям, что Иаков не одолеет не только его, но даже и его ученика. Надеясь на свои познания и силу, он действительно послал к св. Иакову своего ученика Филита.
Филит вступил было в прения с апостолом, но не мог сопротивляться премудрости Духа Святого, говорившего устами апостола; он сделался как бы нем и не говорил ничего на слова апостола. В таком состоянии слушая св. Иакова, Филит познал истину и умилился душой. Возвратись к учителю, Филит сказал ему, что учение Иакова, убедительное само по себе, подтверждается и чудесами и что нет никакой возможности оспорить это учение. Убежденный в истинности учения св. апостола, Филит советовал и учителю своему сделаться учеником Иакова. Но гордый Гермоген продолжал коснеть в своем высокомерии. Волхвованием он призвал нечистых духов и велел им держать Филита на одном месте, чтобы он не мог двинуться с места. «Посмотрю, как-то освободит тебя твой Иаков», – сказал он Филиту. Тогда Филит тайно от Гермогена известил св. Иакова о своем положении. Св. апостол прислал ему полотенце, чтобы он взял его в руки и произнес слова псалма: «Господь разрешает узников, Господь восставляет согбенных» (Пс.145:7–8). Филит сделал, что велел апостол, и нечистые духи тотчас же оставили своего узника. Тогда Филит посмеялся над своим гордым учителем, а сам пришел к св. Иакову и в скором времени принял от него Св. Крещение.
Гермоген не мог вынести такого посрамления. Исполнившись гнева, он приказал служащим ему злым духам привести к нему связанными Иакова и Филита. Но только приблизились злые духи к дому, где пребывали Иаков и Филит, как по повелению Божию Ангел невидимо связал их самих и стал мучить. «Умилосердись над нами, апостол Христов Иаков! – начали громко взывати злые духи. – По приказанию Гермогена пришли мы связать тебя и Филита, и вот нас самих крепко связали и мучают». – «Да освободит вас связавший вас Ангел Божий, – сказал на это св. апостол, – а вы приведите сюда Гермогена, но только не причиняя ему никакого вреда». Нечистые духи, получив свободу, тотчас же исполнили приказание апостола. «Господь наш повелел воздавать за зло добром, – обратился св. Иаков к Филиту, – итак, развяжи Гермогена и освободи его от нечистых духов». Тогда апостол позволил Гермогену идти, куда хочет. Но Гермоген ему ответил: «Как только выйду из дома твоего, меня тотчас убьют злые духи: мне известна хорошо их лютость. Знаю, что не освободиться мне от них без твоей помощи». Св. апостол дал Гермогену свою трость, с которой сам всегда ходил. С этой тростью он пошел, и злые духи не смели прикоснуться к нему. Тогда Гермоген познал силу Христову и увидел бессилие злых духов. Он собрал свои волшебные книги и принес их к апостолу Иакову. Припав к его ногам, он взывал: «Слуга Истинного Бога, спасающий человеческие души от погибели, помилуй меня! Прими меня, врага своего, в ученики себе». Он сжег свои волшебные книги и стал учеником Иакова. Наученный вере Христовой, Гермоген сделался ревностным служителем Христовым и сам именем Христа творил чудеса.
Видя силу чудес и учения св. апостола Иакова, неверующие иудеи разгорелись ужасной злобой на христиан. Они побудили царя Ирода, владевшего тогда всей Иудеей, воздвигнуть гонение на Церковь христианскую и убить св. Иакова. По их желанию и наущению Ирод начал преследование и апостолу Иакову велел отсечь голову (Деян.12:1). Когда св. Иаков был присужден к смерти, один из клеветавших на него Ироду, именем Иосия, видя мужество и бесстрашие св. апостола, уразумел его невинность, познал истинность учения апостола и уверовал во Христа. И он бесстрашно исповедал себя христианином, за что вместе с Иаковом был осужден на смерть. Их обоих в одно время привели к месту казни. Тогда Иосия обратился к св. Иакову, умоляя его простить ему грех, содеянный по неведению. «Мир тебе», – сказал Иосии св. апостол, обняв и поцеловав его. После этого оба они преклонили головы свои под меч, и в одно время скончались. Это случилось в 43 году по Рождестве Христовом, 30 апреля. Св. апостола Иакова первого из 12-ти апостолов Господь воззвал из земного мира в небесный. По усекновении главы св. Иакова ученики взяли его честное тело и отнесли, по откровению Божию, в Испанию в город Сан-Яго, где и до сих пор совершаются чудеса и исцеления от его мощей. Св. Церковь празднует память св. Иакова в день его преставления 30 апреля.
Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 3
Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 2
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.