Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Великий Понедельник
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первый день Страстной Седмицы посвящен Евангельскому повествованию о конце мира. В Евангелии (Мф. 24:3–35) это повествование соединяется с иным повествованием о конце Иерусалима — о разорении города римлянами, которое произошло во времена императоров Веспасиана и Тита. Тогда от Иерусалима практически ничего не осталось; и за десятки лет до этого скорбного события Господь рисует страшную картину – разрушение святого града, столицы Иудейской. Это повествование переплетается с еще более сложным для восприятия и еще более грозным повествованием о конце мира, о конце истории. И, наверное, ключевая фраза всего этого повествования: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
Присутствие любви в человеческом сердце Господь связывает с жизнью. Плодом любви является рождение детей. Любовь наполняет всю человеческую жизнь, а если любовь исчезает, то человек становится нежизнеспособным. Но самый грозный смысл этих слов связан с человеческой общностью. Если исчезает любовь, то рвутся связи, соединяющие людей. Наверное, современному человеку трудно провести эти параллели, потому что понятие любви настолько извращено массовой культурой, что мистическая, таинственная, Богом определенная миссия сего святого чувства сегодня практически не опознается. Но это горе людей, а никак не слабость Божественных слов. Мы должны ясно понимать, что с исчезновением любви исчезнет способность людей жить вместе.
Вот почему главная тема христианской проповеди – это любовь, а значит, жизнь, значит, продолжение человеческого рода, человеческой цивилизации. Главное послание христианства имеет непосредственное отношение к судьбам мира и человека. И если на христианскую проповедь о любви посмотреть в эсхатологической перспективе, то станет ясно, что наша проповедь – о самом главном, ничего более важного не существует.
Сегодняшний день вводит нас в Страстную Седмицу и приближает к празднику Светлого Христова Воскресения. Слушая евангельские чтения, мы пройдем мыслями своими, сердцем своим через тяжелейшие моменты евангельской истории, связанные с пребыванием Спасителя в Иерусалиме. Первые три дня были посвящены особой проповеди, – никогда ранее Господь не говорил с такой силой, как в эти последние, предшествовавшие Его страданиям дни. И то, что мы слышали сегодня, – из слов Спасителя, предварявших Его страдания. А затем –предательство, страдания, крест, муки и славное Воскресение.
Страстная Седмица вводит нас в самую сердцевину евангельского послания. В эти дни мы прочитываем самые важные страницы Евангелия, и как важно, чтобы это чтение сопровождалось молитвой и размышлением. Потому что каждая строка Божественного слова открывает перед нами тайну спасения. Утомленные или поглощенные заботой о чем-то другом, мы нередко упускаем эти спасительные слова и не воспринимаем то, что может действительно обновить нашу веру, укрепить наши силы, освежить наш разум, отточить нашу мысль. Потому что нет ничего более сильного, чем слова Божии, и нет ничего более значимого, чем повествование о страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.
Да поможет нам Господь непраздно провести эти дни, отделяющие нас от светозарного Воскресения. Да поможет нам Господь, по мере проникновения в дивные евангельские тексты, войти в атмосферу, царившую в древнем Иерусалиме, который так радостно встретил Спасителя, а затем, отвернувшись от Него, совершил страшное преступление, убив Мессию, Бога и Человека –Спасителя Господа Иисуса Христа.
Радость Воскресения, радость Святой Пасхи –это радость о победе Христа над злом. Только Он, Сын Божий и Сын Человеческий, имел силу и возможность преодолеть хитросплетения человеческого разума, политическую волю, направленную против Него, силу римского воинства, — всё Он сумел победить своим Воскресением, указывая нам на то, что если мы проходим с Ним через жизненные трудности, то обрящем и радость победы в сей жизни, и воскресение в жизнь вечную.
Да хранит всех вас Господь! С понедельником Страстной Седмицы вас поздравляю!
Страстная седмица
Страстной неделей, или Страстной седмицей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его добровольных страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. (В церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание».) Все дни Страстной седмицы называются Великими. Каждый день – особая служба и особый смысл.
В Великий Понедельник Святая Церковь вспоминает несколько событий из евангельской истории: иссушение бесплодной смоковницы, которая символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел, притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа народ Израиля и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни, а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.
В эти дни верующие усиливают моления и усугубляют обыкновенные подвиги поста. В Страстную седмицу постятся по особому уставу. До Великого Четверга употребляют пищу без масла.