Преподобный Иларион Великий (371–372)
Преподобный Иларион Великий считается основателем палестинского монашества. Его житие было написано блаженным Иеронимом Стридонским около 391 года, то есть спустя всего двадцать лет после смерти святого. Оно было невероятно популярным на Востоке, о чем свидетельствуют многочисленные переводы его на разные языки. Автор жития основывается не только на свидетельствах очевидцев, в первую очередь учеников преподобного Илариона, но и на собственных представлениях, каким должны быть монах и монашеское делание.
Преподобный Иларион родился в 291 году в Палестине, в семье язычника. Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, родители отправили его в Александрию для обучения наукам. Здесь он узнал о христианстве и принял Святое Крещение. Услышав о знаменитом подвижнике Антонии Великом, он отправился к нему и провел с ним около двух месяцев, стараясь во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к святому, заставило Илариона искать более уединенного места для подвижничества. С благословения наставника около 306 года он вернулся на родину.
Не застав родителей в живых, одну часть имения он отдал родным, другую нищим, а сам поселился в пустыне, близ палестинского города Маиумы (Маюма). Преподобный противостоял многочисленным искушениям, спал на голой земле, один раз в день, после захода солнца, вкушал немного пищи. Он много боролся с нечистыми помыслами, которые смущали его ум и распаляли тело. Изнуряя себя тело трудом, Иларион отгонял помыслы молитвой и богомыслием. Однажды, разгневавшись на себя, обуреваемого помыслами, он начал восклицать: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым... я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве». Много страдал святой и от демонских искушений: не раз, стоя на молитве, он слышал представляемые бесами плач детей, радение женщин, рев львов и других диких зверей, а также ужасный шум. В ответ на это святой пустынник молился еще усерднее. Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, однако ему удалось силой слова убедить их оставить порок и начать вести честную жизнь.
Проведя двадцать два года в пустыне, он стяжал дар чудотворения. Слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, и многие стали приходить к нему для излечения тела и души. Те, кто желал спасать свою душу под его руководством, принимали Святое Крещение, а затем становились монахами. Около святого Илариона собралось много учеников, так что он сделался таким же наставником в Палестине, как Антоний Великий в Египте.
Преподобный Иларион Великий исцелял не только людей (как, например, одержимого злым духом телохранителя императора Констанция II), но и бесновавшихся животных, объясняя, что «диавол горит такой ненавистью к людям, что желает уничтожить не только их самих, но и то, что принадлежит им».
С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял Иларион Великий, росло. Скорее всего, они подвизались не в общежительном монастыре или лавре, а в отдельно стоявших в пустыне келлиях, которые блаженный Иероним Стридонский на страницах Жития Илариона Великого называет монастырями. Единственным объединяющим моментом для них служила личность наставника, которого они считали духовным отцом и главой. Преподобный Иларион, обходя эти келлии, давая наставления в вере и «воспламенения ревности к Богу», утверждал в монашествующих строгий подвижнический образ жизни.
Преподобный Иларион Великий стал известен и за пределами Палестины. Святой Иероним Стридонский сообщает, что преподобный Антоний не только переписывался с Иларионом Великим, но и у приходивших к нему из Палестины верующих спрашивал, зачем они проделали такой длинный путь, если у них там живет «его сын Иларион».
Святой Иларион проповедовал необходимость нестяжательности, до конца жизни отказывался принимать пожертвования, приносимые ему в благодарность за выздоровление. Однажды он объяснил исцеленному им от беснования, что если примет его дары, то оскорбит Бога, а к тому вернутся демоны. Он был крайне нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов.
Устав от беспрерывного потока посетителей и страстно мечтая об отшельническом существовании, на шестьдесят пятом году жизни преподобный покинул Палестину. Остальная часть его жизни прошла в постоянных скитаниях, поисках места, где он мог бы без рассеяния служить Богу. Святой Иларион посетил Египет и Ливию, Сицилию и Далмацию. Однако многочисленные чудеса, совершаемые святым подвижником, повсеместно привлекали к нему людей.
Преподобный Иларион Великий, сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят», около 365 года отправился на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя два года он отправился в одно труднодоступное место в горах. Здесь подвижник провел последние годы своей жизни. Перед смертью святой старец распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения.
Однако одному из учеников преподобного удалось обмануть бдительность местных жителей, охранявших могилу, и увезти тело преподобного Илариона в Палестину, где оно было похоронено в Маиумском монастыре. Но и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса.
По повелению императора Карла Великого мощи святого были перенесены во французское селение Дюравель, часть из которых находятся там и доныне. Рука Илариона Великого с 1548 года находится в соборе Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Небольшие части мощей сегодня также хранятся в нескольких местах, среди них церковь святого Мины на Крите, Киккский монастырь на Кипре, монастырь святого Николая во Флориде, а также несколько греческих монастырей.
Тропарь преподобного Илариона Великого, глас 8-й
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иларионе, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Илариона Великого, глас 3-й
Яко светильника незаходимаго умнаго тя Солнца, сошедшеся днесь, восхваляем в песнех, возсиял бо еси сущим во тьме неведения, вся возводя к Божественней высоте, Иларионе. Темже вопием: радуйся, отче, всех постников основание.