Преподобный Антоний Печерский (1073)
Преподобный Антоний Печерский — святой Русской Православной Церкви, один из основоположников русского монашества, основатель Киево-Печерского монастыря. Именем преподобного Антония названы Ближние пещеры Киево-Печерской лавры и пещеры черниговского Троице-Ильинского монастыря.
Преподобный Антоний Печерский (мирское имя Антипа) родился около 983 года в одном из древнейших русских городов Любече (ныне поселок городского типа Черниговской области Украины). Немногочисленные сведения о нем довольно противоречивы, они сохранились в «Повести временных лет» и в Киево-Печерском патерике. По преданию, Антоний принял монашеский постриг в одном из монастырей на Святой Горе Афон, однако точно не известно, был ли это русский скит Успения Богородицы (Ксилургу), Великая Лавра святого Афанасия или монастырь Эсфигмен.
Мнения специалистов в отношении хронологии жизни преподобного Антония существенно отличаются друг от друга, что создает сложности для восстановления основных хронологических дат его биографии. По одной из версий, не позднее начала 30-х годов XI века Антоний вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра. Вскоре к нему пришел преподобный Моисей Угрин, а затем Иларион — будущий митрополит Киевский и всея Руси, святитель. В Житии преподобный Антоний представлен в сане иеромонаха, который сам постригает в монашество и рукополагает в священный сан. После поставления игуменом монастыря Варлаама он удаляется в затвор, где и пребывает сорок лет до самой своей смерти.
По другой версии жития святого, наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная, картина. Вернувшись на Русь не ранее 1051 года, преподобный Антоний поселился близ княжеского села Берестова, под Киевом, в пещере, оставленной ушедшим на митрополию святителем Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 году вокруг преподобного начала складываться община монашествующих. Среди пострижеников были люди из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича — Варлаам и Ефрем, будущий митрополит Переяславский, святитель, — что вызвало недовольство князя и привело его к конфликту с преподобным.
Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это преподобного Никона, поскольку тот имел сан священника («прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну»). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, Антоний поставил Варлаама игуменом образовавшегося монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на Киевские горы благословение и аскетический опыт Святой Горы. По совету и благословению Антония в 1062 году или чуть ранее игуменом монастыря был избран преподобный Феодосий Печерский.
События 1068 года: поражение русских князей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение в ней полоцкого князя Всеслава Брячиславича заставили князя Изяслава бежать из столицы. В мае 1069 года князь вернулся в Киев и у него произошел еще один конфликт с преподобным Антонием, причины которого не вполне ясны. Так или иначе, в 1069 году Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у князя Святослава Ярославича. Там он основал Болдинский пещерный монастырь. В Киев преподобный Антоний вернулся, очевидно, только после того как в марте 1073 года Святослав, изгнав Изяслава, стал княжить в столице. В это время здесь по благословению Антония было начато строительство каменного Успенского собора Киево-Печерского монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого.
Преподобный Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов, скончался в 1073 году и согласно его завещанию был погребен в своей пещере. Мощи святого почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. По лаврской традиции место погребения отмечено иконой святого, рядом расположены пещерная церковь во имя преподобного и его келья.
Сведений о времени канонизации святого Антония нет. Почитание его в Киево-Печерском монастыре началось уже с последней четверти XI века, то есть сразу после преставления, о чем свидетельствует составление в это время в обители его жития.
Тропарь преподобного Антония Печерского, глас 4-й
От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша.
Кондак преподобного Антония Печерского, глас 8-й
Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси, отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом. И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.