Пророк Даниил и святые отроки: Анания, Азария и Мисаил (600 г. до Р. Х.)
День памяти великого пророка Даниила — престольный праздник нашей святой обители. В честь этого святого перед смертью принял великую схиму преподобный и благоверный князь Даниил Московский.
Храм пророка Даниила (нач. XVIII в.) — сопридельный храму в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В церковной архитектуре России нечасто встречается композиционное решение, когда нет подчинения объема придела объему основного храма (монастырские описи называют Покровский храм основным, а Даниловский — приделом).
За то, что израильский народ нарушил завет с Богом и начал поклоняться идолам, Господь попустил наказание: вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иерусалим, разрушил Храм, воздвигнутый царем Соломоном, и увел множество народа в плен, длившийся почти семьдесят лет (см. Пс. 136). Среди пленников находились знатные образованные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил.
Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости и воспитать в роскоши при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни, питались только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу — прозорливость и способность истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору.
Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.
Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение — огромного истукана, которому надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это отроки — Анания, Азария и Мисаил — были ввергнуты в пылающую печь. В ирмосе 7-й песни Покаянного канона, который читается перед Причастием, говорится: «Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших». Этот ирмос основан на сказании о святых отроках Анании, Мисаиле и Азарии из книги пророка Даниила, который описал происходившее так: «А между тем, слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей, и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (см. Дан. 3:46–50). Царь, увидев отроков невредимыми, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.
При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («мене, мене, текел, упарсин»), начертанную таинственной рукой на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.
При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог живый и присносущный, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (см. Дан. 6:16–28).
Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевавшем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих — тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан. 9:18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего царства — Царства Господа нашего Иисуса Христа (см. Дан. 2:44). Пророческое видение о семидесяти седминах (см. Дан. 9:24–27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (см. Дан. 12:1–12).
В царствование Кира пророк Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире (см. Ис. 45:1–13), чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на возможность восстановления Храма в Иерусалиме.
По некоторым источникам пророк Даниил и друзья его Анании, Азарии и Мисаила дожили до глубокой старости, но скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, по повелению персидского царя Камбиза святые были обезглавлены.
Память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, происходивших из колена Иудина, от которого ведет Свой род Спаситель и, таким образом, приходится сродником по плоти этим святым, совершают за семь дней до Рождества Христова
Принято считать, что пророк Даниил был похоронен в городе Сузы (Шушан) в земле Элам (территория нынешнего Ирана). Гробница святого отмечена необычным камнем, не добывавшимся в данной местности. Однако его могилы показывают так же, по крайней мере, в пяти местах, в том числе в Киркуке (Иран) и Самарканде (Узбекистан). Здесь говорят, что останки пророка Даниила привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.
Книга пророка Даниила входит в Ветхий Завет Библии.
Тропарь пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, глас 2-й
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Кондак пророка Даниила, глас 3-й
Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо, яко настоящая, далече сущая, львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.