Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня
Сегодня Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Русское название праздника «происхождение» – не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход.
Праздник уходит своими корнями в глубокую древность – он зародился в Константинополе около ΙΧ века, а в ΧΙΙ–ΧΙΙΙ веках утвердился во всех Православный Церквах мира. Поводом к его установлению послужили многочисленные болезни, часто случавшиеся в этих местах в течение жарких летних месяцев.
В этот же день Святая Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами.
В древние времена в столице Византийской империи Константинополе разразилась сильная моровая язва, унесшая множество человеческих жизней. По просьбе жителей города часть Животворящего Креста Господня, которая хранилась в домовой церкви греческих императоров, была положена на престол в храм Святой Софии. Люди прикладывались к великой святыне христианского мира, – Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную воду и получали долгожданное здоровье.
До праздника Успения Пресвятой Богородицы крест носили по всему городу, совершая молебные пения и предлагая народу для поклонения. Именно это и именуется происхождением (изнесением) Честного Креста.
Впоследствии первоначальное значение изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня было забыто, и уже в XVII веке на Руси праздничное шествие совершали «освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям» («Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», 1627 г.).
В Русской Церкви празднество Изнесения Честных Древ соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Впоследствии в этот день произошли и другие знаменательные события: в 1164 году благоверный русский князь Андрей Боголюбский и греческий царь Мануил были принуждены идти войной каждый против врагов своего отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени святого равноапостольного царя Константина, для освящения воинов, внушения им твердого упования на помощь свыше и для благодатного подкрепления их мужества в борьбе с врагами при обоих войсках были носимы животворящий крест Господень и честные иконы Спасителя и Богоматери. Оба государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от креста Господня и святых икон. Ободренные этим знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу – первого над болгарами, а второго – над сарацинами.
В память этого замечательного события, в воспоминание о небесных милостях, дарованных обеим православным странам, Греческая и Русская Церкви установили в этот день празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Тропарь Креста Господня, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое oружие мира непобедимую победу.
Праздником Поисхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня начинается Успенский пост, который предваряет праздник Успения Божией Матери. Успенский пост – самый короткий, но по своей строгости максимально приближается к Великому.
По принятому ныне в Русской Церкви чинопоследованию, малое освящение воды в этот день совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. Традиция эта связана с древним установлением – первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим. В народе праздник получил название «Медового Спаса», «Спаса на воде» или «Мокрого Спаса». После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали бедным. В старину даже говорили, что «на Медовый Спас и нищий медку попробует».