День Святой Троицы. Пятидесятница
Епископ Солнечногорский Алексий. Святая Троица
«Приидите людие, — призывает нас Святая Церковь, — Триипостасному Божеству поклонимся Сыну во Отце со Святым Духом». Тайна Святой Троицы дана нам во спасение для поклонения и созерцания, постичь же умом и разложить мыслию человеческой, мы не в состоянии.
Блаженный Августин хотел осмыслить этот догмат церковный, и был вразумлен Богом. Однажды идя по берегу моря, он увидел мальчика, сделавшего на берегу в песке ямку и ладонями перечерпывавшего воду из моря в ямку. На вопрос: что он это делает? Мальчик ответил, что имеет намерение перечерпать море в ямку. Но это же невозможно, возразил ему блаженный Августин. Да, так невозможно и умом познать тайну Святой Троицы, услышал он в ответ.
В мире, как в естественном откровении о Боге, есть внешние образы Святой Троицы. Однажды магометане спросили святого Кирилла, учителя Словенского: как вы христиане, Единого Бога разделяете на три Бога, у вас есть Отец, Сын и Святой Дух? Не злословьте Пресвятой Троицы, отвечал Кирилл: Отец, Сын и Дух Святой суть три лица, Существо же едино. Посмотрите на солнце: оно во образ Святой Троицы на небеси поставлено. В нем, что вы замечаете? Круг, сияние, теплоту. Все эти-то три вещи: т. е. круг солнечный, сияние и теплота должны доказать вам бытие и свойства Лиц Пресвятой Троицы. Что в солнце круг, то в Троице Бог Отец, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог Отец есть Безначальный и Безконечный. И как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего. А теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Духа Святого, Который от того же Отца исходит предвечно. Пресвятая Троица имеет три лица, но не разделяется на три Бога, но един есть Бог, как единое на небесах сияет солнце.
Пути приближения к этой тайне различны, как различны наши призвания. У каждого из нас есть свой особенный путь, чтобы войти в общение — в меру его смирения и чистоты — с Богом, в Котором каждая Ипостась неслитно и нераздельно связана с двумя другими. Как свидетельствует святой Григорий Богослов: «Когда я говорю об Отце, я тотчас начинаю думать о Сыне, и мысль моя одновременно устремляется к Духу Святому».
Может быть по милости Божией, кому-то дано было узнать, что Бог — это Отец, со всей его беспредельной любовью. Он ждет и прощает всех без исключения приходящих к Нему, как Отец в евангельской притче прощает своего блудного сына. И к Нему в минуты радости или беспредельного отчаяния каждый может прийти просто и доверчиво, как дитя к своему отцу.
Кто познал Отца, тому близок Сын. Точно также как тому, кто познал Сына, дается ощутить близость Отца. Бог не восхотел иметь другого человеческого лица, кроме того, какое принял Сын Его Единородный. «Я и Отец одно» — говорит Христос. «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9).
Сам Христос во время земной жизни говорит ученикам о Духе Святом. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). И в день Пятидесятницы Дух Святой нисходит на апостолов, полагается начало Церкви и созидается наше спасение.
Святитель Димитрий Ростов говорил: «Поклоняюся Тебе, Пресвятая единосущная, животворящая и нераздельная Троица, Отец, Сын и Святой Дух; верую в Тебя и исповедую, славлю, благодарю, хвалю, почитаю, превозношу Тебя и молю: помилуй меня, непотребного раба Твоего».
2007 г.
Тропарь праздника, глас 8-й
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 8-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.