Братия и Сестры! Придел во имя благоверного Князя Даниила Московского нуждается в вашей помощи! Любая сумма для нас будет значима! Пожертвовать
×

Начало Рождественского поста и память преподобного Паисия Величковского

Рождественский пост.

На что в первую очередь должны обращать внимание верующие? Такой вопрос мы задали руководителю секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей священнику Михаилу Дудко.

- Завершается первая неделя Рождественского поста. Очевидно, что ограничения в пище – всего лишь часть требующихся в эти дни усилий души?

- Рождественский пост принадлежит к числу многодневных: длится сорок дней – с 28 ноября по 7 января. По продолжительности сопоставим с постом Великим, но не так строг.

Впрочем, при посте любой строгости мясо, птица, яйца, молоко, сыр, творог – еда недозволительная. Несколько легче обстоит с рыбой: ее есть можно, хоть и не всегда. Но пост ведь не диета. Без приобщения к складывавшимся веками традициям церковным, без молитвы воздержание трудно, да, пожалуй, и бессмысленно. Ведь бывает, что, лишая себя скоромного, человек становится раздражительным, начинает ненавидеть ближнего своего – так велика над ним власть привычки к пище земной, если не получает он взамен пищи духовной. Таким «постникам» один подвижник советовал: «Ешьте все, только людей не ешьте».

Особенно важна молитва церковная. Хотя Россия велика – кое-где до храма даже за сутки не доберешься, – но если есть хоть малейшая возможность, бывайте по воскресеньям на богослужении, это значительно облегчит работу души. Молитесь дома, затеплив лампаду или свечу перед ликом Спасителя или Божией Матери, а по воскресеньям – в храм. И душа ваша будет не усталостью и раздражением полниться, а любовью – к ближнему своему, ко всем людям и к Богу.

- Я слышала, рыбу во время Рождественского поста можно есть только по субботам, воскресеньям да в великие праздники, а растительное масло – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям?

- Устав, принятый сегодня в церкви, по происхождению своему – монастырский. Для мирян, особенно много и тяжело работающих, духовники обычно делают послабления. Условия жизни сегодня сильно изменились.

Вино, к примеру, устав считает более постным продуктом, чем растительное масло. Я бы посоветовал вина вовсе не пить, а масло растительное употреблять. Рыбу же, в особенности тем, кто к посту пока не привычен, можно есть кроме среды и пятницы. Ешьте овощи, фрукты, грибы, каши разнообразные – так много всего вкусного и полезного дает нам лес, сад, огород.

Нынче, правда, некоторые пытаются тоску по скоромному заглушить продуктами из сои: котлетами, фаршами, фрикадельками со вкусом мяса или птицы. Но в этом явно видно лукавство: плоть просит мясного вкуса – мы ей потакаем. Сварите фасоль или чечевицу – ничуть не хуже.

- Отец Михаил, все люди очень разные – и по здоровью, и по образу жизни. Может быть, есть какая-либо мера поста? Признаки, по которым каждый может почувствовать, правильно ли он идет через это в общем-то испытание?

- Церковь делает значительные послабления больным, престарелым, младенцам, находящимся в путешествии, кормящим матерям и прочим, для которых строгий пост может быть неуместен. Как меру поста можно принять способность к молитве, возможность ходить на службу. Больной или старый ослабеет от неумеренного поста так, что и до храма не дойдет. Значит, постится он не по разуму, превысил свои возможности. Ну а уж если молодой здоровый человек сбросил несколько килограммов – что же в этом плохого? Универсальный рецепт такой: пойти к священнику и спросить, как поститься именно тебе. В случае серьезных проблем со здоровьем – извольте к врачу. Его слово пусть и будет вашей мерой.

- А как же Новый год? Такой соблазн! Может быть, церковь предусматривает для праздника этого хоть какие-то послабления?

- Да, с Новым годом сложно получается. По старому стилю Рождество Христово наступало до этого веселого праздника. А сейчас – после, что, конечно, здорово сбивает постное настроение.

Как совместить пост с празднованием Нового года? Почти все духовники разрешают при встрече Нового года выпить немного вина, рыбки поесть. Но при этом напоминают: надо побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, отстоять новогодний молебен, который вошел сейчас в традицию. Некоторое отступление от постной строгости не должно переходить границ, отличающих умеренность от разгула.

Я вырос в семье священника. И всякий раз, когда до наступления Нового года оставалось пять минут, мы с отцом вставали на молитву. За нею, а не с бокалом шампанского заставал нас Новый год.

- Думаю, многие последуют вашему примеру. Но большинство все же предпочтет рыбки поесть и вина выпить. Получается, после этого «зигзага» им предстоит еще туже затянуть пояса?

- Получается, что так. Да и по уставу последние дни поста – самые строгие. Заканчивается он сочельником, когда пищей должно быть сочиво – обваренные в меду зерна пшеницы или риса с сухофруктами. Чувствуете созвучность: «сочиво» – «сочельник»?

Многие, может быть, помнят – если не по Закону Божиему, так по известному рекламному ролику, – что в этот день ничего не едят до первой звезды. «Звезда» в народе традиционно воспринимается хоть и не как в упомянутом ролике, но и не как в церкви, а буквально – как звезда на небосклоне. На самом деле звезда – знак возрождения. В церкви она символизируется большой свечой, которую после утренней службы сочельника выносят на середину храма. Вот тогда и можно вкусить сочива. А разговение – только на следующий день, на Рождество.


Память преподобного  Паисия Величковского

Архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда – в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.

Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину – скит св. Илии. В 1758 г. в возрасте 36 лет был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.

За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской Горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.). Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны (1774 г.) отошла к католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного Восточной Церкви в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию – 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлий, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 г., оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей, и число их к 1790 г. возросло до 10 тыс. человек. В то время это была самая многолюдная обитель Восточной Православной Церкви. В 1790 г. преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд», – поучал старец.

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» – сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.