Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник — философ, богослов, непримиримый противник осужденной на IV Вселенском Соборе монофелитской ереси, утверждавшей во Христе одну только Божественную природу и волю. Один из самых глубоких мистиков христианского Востока, Максим Исповедник оставил богатое духовное наследие. Богословие этого святого было основано на духовном опыте великих отцов-пустынников, продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы.

О жизни преподобного Максима Исповедника до начала его борьбы с монофелитством известно немного. По одной из версий, он родился в Константинополе около 580 года, в знатной благочестивой христианской семье и, возможно, был в родстве с императорской фамилией. В молодые годы получил хорошее образование, что позволило ему в дальнейшем поступить на государственную службу и стать первым секретарем императора Ираклия. Когда же император стал покровительствовать монофелитам, Максим удалился от двора и переехал в Хрисополь, город на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (современный Ускюдар, район Стамбула), где принял монашеский постриг и был возведен в сан игумена, а также создал свои первые сочинения, снискавшие ему славу и имя выдающегося церковного писателя: «Слово о подвижнической жизни», «Главы о любви», «Вопросы и недоумения», письмо кубикуларию Иоанну «О любви» и ряд других.

Однако вскоре, около 626 года, из-за нашествия персов и авар преподобный Максим Исповедник был вынужден покинуть монастырь. Он пробыл некоторое время на Крите и Кипре, а затем отправился в Александрию. Здесь он провел около шести лет, защищая православие от монофелитской ереси, которая нашла многочисленных сторонников в Армении, Сирии и Египте, что грозило расколом церковному единству Востока. Преподобный проповедовал людям разных званий и сословий, и беседы его имели колоссальный успех. Затем он отправился в Карфаген, куда был вынужден уехать, после того как императорский престол занял откровенный сторонник монофелитства Констанс II и усилились нападки на православие.

В 645 году состоялся диспут святого Максима с низложенным из-за придворных интриг монофелитским патриархом Константинопольским Пирром. На них Пирр признал свои заблуждения и правоту преподобного. Они вместе отправились в Рим, где папа Римский Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане, однако через некоторое время тот вновь впал в ересь.

Через два года преподобный Максим вернулся в Африку, где в это время монофелитство осуждалось уже как ересь. Святой обратился в папе Римскому Мартину I, сменившему своего предшественника Феодора, с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на обсуждение всей Церкви. На Латеранском Соборе, состоявшемся в 649 году, монофелитство было осуждено, следующие этому учению были отлучены от Церкви и преданы анафеме.

Об этом решении Собора узнал император-монофелит Констанс II и отдал распоряжение схватить папу Римского Мартина и преподобного Максима. Через пять лет этот приказ был выполнен. В Константинополе преподобного Максима обвинили в измене отечеству и судили как государственного преступника: он был сослан во Фракию, затем вновь возвращен в Константинопольскую тюрьму. Здесь преподобный и двое его учеников, Анастасий Апокрисиарий и Анастасий Монах, претерпели жесточайшие пытки: каждому из них отрезали язык и отсекли пальцы на правой руке для того, чтобы они не могли больше проповедовать, а затем сослали в Колхиду. Однако Господь не оставил своих последователей, явив явное чудо: все трое обрели вновь способность говорить и писать. Преподобный Максим Исповедник предсказал свою кончину, которая последовала 13 августа 662 года. После его смерти над могилой святого ночами стали возжигатьсяь три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.

Вопрос о месте последних дней преподобного Максима в ссылке и о месте его погребения долгие годы являлся предметом научных споров и дискуссий. В октябре 2015 года в Тбилиси прошла V Международная богословская конференция, посвященная жизни и деятельности преподобного, в которой приняли участие богословы, патрологи, историки из Грузии, России и других стран. Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили) сообщил, что в результате работы, которая продолжалась на протяжении нескольких лет и к которой были привлечены ученые, археологи, антропологи и патологоанатомы, было доказано, что мощи преподобного Максима Исповедника находятся в монастыре, расположенном рядом с древней крепостью Мурис цихе (Западная Грузия), под престолом древней церкви святого Арсения. После обретения мощей храм был освящен во имя преподобного Максима Исповедника.


Тропарь преподобного Максима Исповедника, глас 8-й

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Максима Исповедника, глас 6-й

Свет трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную Безначальну.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.