Святитель Софроний, епископ Иркутский (1771)
Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, был канонизирован в апреле 1918 года Священным Собором Русской Православной Церкви в лике святителей. Первой под определением Собора стояла подпись: «Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России».
«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит», – так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил он сам. Память о святом чудотворце благоговейно хранится не только в Сибири, на месте его последних подвигов, но и по всей России.
Будущий святитель Софроний (в миру Стефан Назарьевич Кристалевский) родился в 1704 году, в день Рождества Христова, в Малороссии, где в Черниговском полку служил его отец. В Святом Крещении был наречен в честь первомученика архидиакона Стефана.
После увольнения отца со службы семья поселилась в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии. Родители будущего святителя были людьми благочестивыми и детей своих воспитывали в вере христовой и благочестии.
Достигнув школьного возраста, Стефан поступил в Киевскую духовную академию – здесь можно было получить начальное, среднее и высшее образование. Академия славилась на всю Россию своими учеными. После ее окончания Стефан поступил послушником в Красногорский Преображенский монастырь (Золотоноша, близ Черкасс), где в то время подвизался его старший брат. Через три года Стефан принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.
В 1732 году в Софийском соборе Киева он был хиротонисан во иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха, затем был назначен казначеем Золотоношского монастыря, а через два года переведен в Архиерейский дом Преосвященного Арсения (Берло), епископа Переяславского, где на протяжении восьми лет исполнял послушание эконома. Несмотря на свою занятость, он часто удалялся в Преображенский монастырь для молитвы и других иноческих трудов.
В 1735 году иеромонах Софроний был послан по архиерейским делам в Санкт-Петербург, где пробыл два года. За это время на него обратили внимание в Святейшем Синоде, и когда в 1742 году возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в северной столице, он оказался в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России. Уже через год он был назначен казначеем обители, а спустя два года – наместником и пребывал в этой должности на протяжении более семи лет.
В эти годы отец Софроний положил много трудов на благоустройство монастыря: при нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя Святителя Иоанна Златоуста. Заботился он и об улучшении преподавания в семинарии, находящейся при монастыре, и о пополнении монастырской библиотеки.
В 1747 году скончался епископ Иркутский Иннокентий II (Нерунович), и шесть лет огромная по территории Иркутская кафедра оставалась без первосвятительского окормления. Высоко ценя духовные и организаторские качества отца Софрония, императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года предложила Святейшему Синоду назначить его на Иркутскую кафедру. В знак своей монаршей любви и уважения государыня императрица собственноручно вышила для него епитрахиль, пояс и поручи, а позднее и белый саккос, которые подарила Софронию время хиротонии во епископа Иркутского и Нерчинского, состоявшейся 18 апреля 1753 года в Успенском соборе Московского Кремля.
В марте 1754 года пятидесятилетний владыка прибыл в Иркутск. По меркам того времени это уже был солидный возраст. На новом месте епископу Софронию пришлось столкнуться с запустением: многие приходы остались без священнослужителей, храмы были закрыты, порой даже в великие церковные праздники в них не было служб. Из распоряжений владыки видно, что ему пришлось применять не только поучительные, но и понудительные меры по отношению к местному духовенству, которое было подвержено лихоимству, пьянству и многим другим порокам. Он заботился о повышении образовательного уровня священнослужителей, вел борьбу за их нравственность.
Вначале положение со священниками было настолько плачевным, что владыка ходатайствовал перед Святейшим Синодом о присылке из столицы подготовленных священнослужителей, но его просьба осталась безответной. Было ясно, что кадры необходимо готовить на месте. Первым учителем стал сам владыка, а школьная программа была приближена к программе духовных семинарий. Большое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению священнослужителями богослужений и таинств.
Не оставлял он без внимания и паству: совершал многомесячные поездки по епархии, все свои силы отдавал воспитательной и просветительной деятельности, служил на приходах, произносил проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. Современники отмечали необыкновенную щедрость Преосвященного владыки: его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами. К владыке за благословением и помощью приходили и приезжали многочисленные посетители. Но при такой активной деятельности он вел строгую монашескую жизнь. Сохранились свидетельства его келейника, который писал, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу…»
Призванный на апостольское служение святитель Софроний вел обширную миссионерскую деятельность. Просвещая язычников светом православной веры, он заботился об устройстве их быта, развитии у них оседлости, предлагая для поселения монастырские земли, а также помогал освоить культурные начала земледелия.
За годы управления владыкой епархией число храмов возросло в три-четыре раза, приходы получили подготовленных священнослужителей, была создана сеть приходских школ.
В 1770 году, предчувствуя свою кончину, Преосвященный Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но ответа не последовало, трудно было подобрать достойного преемника. Весной 1771 года святитель совсем занемог, а 30 марта, во второй день Пасхи, он отошел ко Господу.
Погребение святителя Софрония было совершено не сразу – шесть месяцев и десять дней тело владыки находилось в Казанском приделе иркутского Богоявленского монастыря. Все это время не отмечалось никаких признаков тления, что стало началом почитания епископа Софрония. К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи и предстательстве пред Господом, и многие верующие получали исцеление от своих недугов, телесных и духовных.
В 1874 году останки Преосвященного Софрония были освидетельствованы и признаны нетленными. 18 апреля 1917 года в Богоявленском соборе случился пожар, уничтоживший гробницу епископа Софрония. Уцелевшие от огня останки были собраны и благоговейно положены в особый ковчежец. Примечательно, что это событие, совпавшее с днем хиротонии святителя (18 апреля 1753 года), не только не умалило почитание святого, но еще более усилило его.
Год от года увеличивалось число молящихся у гроба святителя. К его могиле стали приходить не только жители Иркутска и Забайкалья, но и страждущие и больные со всей Сибири. В 1837 году ковчежец со святыми мощами был перенесен в иркутский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне святыня пребывает под спудом.
Тропарь святителя Софрония, глас 4-й
От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, добре управил еси иноческия и, архиерейства саном почтен быв, упасл еси Иркутскую паству, темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси и молиши Христа Бога избавити нас от бед и спасти души наша.
Кондак святителя Софрония , глас 3-й
Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашея, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовой, и ныне, со Ангелы Владычню престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.