Донская икона Божией Матери Празднование 1 сентября (19 августа)

Донская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Она почитается как заступница православного воинства и всего нашего Отечества, к ней обращаются при возникновении опасности вражеского нашествия. 
В Покровском храме Данилова монастыря находится Донская икона Божией Матери, созданная известным иконописцем графом В.А. Комаровским, которую специалисты считают одной из лучших икон XX в. 

В 1380 г. под знамена великого князя Дмитрия Ивановича, готовившегося к битве с ханом Мамаем, стали собираться отряды со всей Руси. Пришли на поле Куликово и донские казаки, которые принесли с собой чтимый образ Пресвятой Богородицы, хранившийся в церкви Благовещения городка Сиротин. По преданию, икона была написана в XIV в. выдающимся мастером Феофаном Греком. 
В день Куликовской битвы, 21(8) сентября 1380 г., который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска. Святой образ укрепили на древке, как хоругвь, и пронесли перед войском, а в разгар боев он находился в самой гуще сражений, вдохновляя и ободряя воинов. В память победы на берегах Дона икона стала называться «Донская».
После битвы казаки преподнесли эту икону в дар великому князю Димитрию Донскому. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе Коломны, а в 60-х гг. XVI в. она была перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. В летописях икона была первые упомянута в 1552 г.
Многие милости являла Божия Матерь православным через этот Свой святой образ: утоляла скорби и печали, избавляла от болезней, бед и напастей. Каждый раз, когда Москве грозила очередная опасность, царь, патриарх и народ обращались с молитвой к чудотворной иконе. 
В 1591 г. Русь подверглась новому нашествию: войска крымского хана Казы II Гирея подошли к самой Москве и расположились на Воробьевых горах. Появление неприятеля стало неожиданностью для жителей столицы. Значительная часть войска находилась в это время в Новгороде, защищая его от шведов. Несмотря на то, что Москва была основательно укреплена, монастыри Новоспасский, Данилов и Новодевичий надежно укрепляли его с юга, откуда пришли крымчаки. Однако между Тульской и Калужской дорогами оставалось не защищенное пространство. Здесь внутри гуляй-города, передвижной крепости, составленной из повозок и щитов на колесах или полозьях, было решено разместить главный стан русских войск. Посреди него была поставлена походная палатка-церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Не полагаясь на одни только человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы по всему рубежу обороны, а затем святой образ поместили в походной церкви. Всю ночь молился царь Феодор перед святым образом. Крымчаки постоянно совершали вылазки, изнурявшие русское войско утомительными мелкими стычками, но главные силы обоих войск так и не вступали в бой, все с тревогой ожидали генерального сражения. Наступила ночь. За час до рассвета русские дозорные увидели, что войска хана в панике обратились в бегство. Это непонятное явление объяснили заступничеством иконы. 
Победа над ханом Казы-Гиреем была увековечена закладкой в 1592 г. каменного собора в честь Донской иконы Божией Матери (именуемого также «Малый собор» или «Старый собор») и учреждением монастыря, названного в честь чудотворной иконы Донским, с приставкой — «что в обозе». Для собора сделали точный список с оригинала Донской иконы. Новую икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов, она доселе пребывает в Донском монастыре. В память избавления от врагов был установлен ежегодный крестный ход с иконой из Благовещенского собора Кремля в Донской монастырь.
Перед Донской иконой Божией Матери молился в 1552 г. царь Иоанн Грозный, отправляясь в казанский поход, ею в 1598 г. патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. Донская сопровождала крымский поход князя Василия Голицына. В конце XVII в. икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны (сестры царя Петра Первого), а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. В XVII в. Донская икона имела богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился).
В 1914–1919 гг. известный иконописец и реставратор Григорий Осипович Чириков раскрыл икону от более поздних записей, после чего она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. находится в Третьяковской галерее. 
Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Божией Матери 1 сентября (19 августа), чудотворный образ торжественно переносят из Третьяковской галереи в Донской монастырь, где она становится доступной для поклонения верующих и где проходят торжественные богослужения. 

День празднования иконы Божией Материя «Донская» был объявлен в 2010 г. днем православного казачества. Такое решение принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Я объявляю День Донской иконы Божьей Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», — сказал Патриарх после Литургии и молебна перед чудотворной Донской иконой Божией Матери в Московском Донском монастыре. В ответ прозвучало дружное казаческое «Любо!».
~
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да, якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Данилов монастырь
рассчитывает на вашу помощь!

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.