Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид (XI в.)

Южный придел храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря посвящен святым благоверным князьям Борису и Глеб (не освящен). Как и парный ему северный придел, посвященный святому благоверному князю Даниилу Московскому, Борисоглебский был устроен на средства статского советника Глеба Алексеевича Владыкина. После восстановления монастыря в 1980-е гг. оба придела были расписаны иконописцами под руководством Александра Александровича Лавданского.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении Роман и Давид) — первые русские святые, канонизованные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира родились незадолго до Крещения Руси, были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой. Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботился об утверждении благочестивого образа жизни среди подданных, прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир, призвав Бориса в Киев, направил его с войском против печенегов. Когда равноапостольный князь Владимир скончался, его старший сын Святополк, объявил себя великим князем Киевским. Дружина уговаривала князя Бориса его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества своего единокровного брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве единокровного брата, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда 24 июля (6 августа н. ст.), в воскресный день, он молился за утреней в своем шатре. Убийцы несколько раз пронзили его копьем, а затем усекли мечом. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну со старшим братом Святополком.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Они принесли свою жизнь в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец (Ин.1:4,20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28).
Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: Мне отмщение и Аз воздам (Рим.12:19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и сразился с дружиной Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла недалеко от того места, где был убит святой князь Борис. Войско Святополка было полностью разбито, а сам он окончил свои дни в безумии на чужбине. Святополк был прозван в народе «Окаянным».
Святые мученики издревле почитаются в Русской Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные списки их житий, сказания об их мощах, храмы и монастыри, названные в их честь. Служба им была написана вскоре после из прославления.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники земли Русской. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).
Заступничество святых князей простирается на всех, кто с верой обращается к ним в своих молитвах.

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба, глас 2
Правдивая страстотерпца и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики Ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба, глас 3
Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем, притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии: вы бо божественнии врачеве есте.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.