Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)

Спас Нерукотворный — первая икона, созданная не только при жизни, но и по воле Самого Спасителя. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Спаса Нерукотворного. Одна из них, мозаичная, находится на здании Резиденции Святейшего Патриарха в Даниловом монастыре. 

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Иисуса Христа правитель города Едессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) царь Авгарь был поражен проказой. Узнав о великих чудесах, который совершал Спаситель, увероваший Авгарь послал своего живописца Анания (Ханнана) с письмом ко Господу с просьбой прийти и исцелить его, а Анании поручил написать портрет Божественного Исцелителя в том случае, если Сам Иисус Христос не сможет прийти в Едессу.

В Иерусалиме Анания никак не мог подойти близко к Спасителю из-за большого количества народа постоянно окружавшего Его. Тогда, встав на камень, он издали пытался запечатлеть Божественный Образ, но ему это никак не удавалось. Христос Сам подозвал Ананию, передал для Авгаря письмо, в котором восхвалил веру правителя, и обещал прислать Своего ученика для исцеления и наставления ко спасению. Затем, взяв в руки убрус (холст, полотенце), омыл лицо и отер его убрусом. После этого на полотне запечатлелся Его Божественный Лик.

Убрус был принесен Ананием в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню, приложил к лицу и немедленно получил исцеление; лишь малая часть следов болезни оставалась на нем до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который проповедал Евангелие, крестил Авгаря и уверовавших местных жителей. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу.

По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещен в нише над городскими воротами. Проходя через них, каждый должен был поклониться чудотворному образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство и решил снять убрус с городской стены. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, пришел ночью к воротам, зажег перед святым образом лампаду и заложил нишу глиняной доской и кирпичами. Со временем место это было забыто.

В 545 г., во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, местному епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике, керамии" — глиняной доске, закрывавшей святой убрус, и не угасшую за долгие годы лампаду. После чудесного обретения Нерукотворного Образа и крестного хода с ним по стенам города персидское войско отступило. Слава об этой святыне распространилась по всему Востоку.

Льняной плат с изображением Христа хранился в Едессе как важнейшее сокровище города до 944 г., когда византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Местные жители роптали, не желая расставаться со святыней, если им не будет знамения свыше. И знамение было им дано: галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, сама поплыла и пристала к противоположному берегу Ефрата. По другой версии, в 944 г. войско императора Романа I окружило город. Чтобы спастись от неприятеля, жители Едессы в обмен на мир отдали святыню Нерукотворный Образ был торжественно перенесен в Константинополь и установлен в Фаросском храме. В честь этого события был установлен церковный праздник — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному из них, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на котором была святыня, затонул в Мраморном море. По другим сведениям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 г. в Геную, где хранится в монастыре в честь святого апостола Варфоломея.

Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI–XII вв. (в Третьяковской галерее хранится новгородский двухсторонний образ Спаса Нерукотворного XII в.), но особо широкое распространение оно получило во второй половине XIV в., когда новопоставленный московский митрополит Алексий привез в 1355 г из Царьграда в Москву список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. Позже по всей стране стали строить монастыри и храмы, посвященные Нерукотворному Образу и получавшие название «Спасских». Иконы Спаса Нерукотворного размещали на крепостных башнях. Одна из них помещена на главной башне Московского Кремля — Спасской.

Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Она всегда присутствовала на русских военных флагах, начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны.

В православной иконописной традиции сохранились два основных вида изображений Святого Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» или «Спас на чрепии», или «Чрепие». На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы — нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом». На иконах типа «Спас на чрепии», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

В России праздник Спас Нерукотворного стали называться «Спасом на полотне» или Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, чтобы не смешивать два этих торжества). В этот день освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая. Называют Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.


Тропарь Нерукотворенного Образа, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворенного Образа, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и Богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.

0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.