
Священник Владимир Амбарцумов
Дни памяти
9 февраля (переходящее празднование) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
5 ноября
Жизнеописание
Священномученик Владимир родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове (по другим данным, в городе Шемахе, ныне Азербайджан). Его отец Амбарцум Егорович Амбарцумов был сподвижником основателя обучения глухонемых в России Фёдора Андреевича Рау. После смерти жены Амбарцум Егорович с тремя маленькими детьми переехал в Сарепту, немецкую колонию под Царицыном (ныне в составе Волгограда), в поисках кормилицы для своих осиротевших детей. В местной кирхе ему порекомендовали добропорядочную девушку, немку по происхождению, лютеранку по вероисповеданию Каролину Кноблох, которая согласилась взять на себя заботу о его детях. Со временем она стала женой Амбарцума Егоровича. В этом браке родилось трое детей, младшим из которых был Владимир.
В конце 1890-х годов семья переехала в Москву. Дети Амбарцумовых воспитывались в лютеранской вере. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище для мальчиков при Петропавловской лютеранской церкви, в Петроверигском переулке (близ Маросейки). Владимир был очень музыкальным, умел играть на скрипке, фисгармонии и хорошо пел. Видимо, его музыкальность способствовала изучению иностранных языков. Он знал греческий, латынь, английский и немецкий.
После окончания училища Владимир поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета, а затем в 1913–1914 годах, по настоянию матери, продолжил свое образование в Берлинском университете, считавшемся лучшим в мире по техническим наукам. В Берлине он жил у родственников матери, а средства на учебу зарабатывал частными уроками. Тогда же он впервые познакомился с христианским молодежным движением. Однажды утром в июле 1914 года Владимир почувствовал, что ему нужно срочно возвращаться в Россию. Ему удалось закончить в течение одного дня все свои дела и уехать из Берлина. Позднее стало известно, что это был один из последних поездов из Германии в Россию перед началом Первой мировой войны.
Вернувшись домой, Владимир Амбарцумов продолжил свое образование в Московском университете. В эти годы он стал членом Христианского студенческого кружка и перешел из лютеранства в баптизм. Позднее он говорил: «Баптизм – это первый класс, но нельзя всю жизнь ходить первачком». В кружке он познакомился с Валентиной Георгиевной Алексеевой, молодых людей связывали общие духовные устремления, и в 1916 году они поженились.
Владимир Амбарцумович был талантливым физиком, его ожидала блестящая карьера, однако после окончания университета он решил оставить научную деятельность и полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. На жизнь семьи он зарабатывал частными уроками.
В годы Гражданской войны, спасаясь от голода, семья переехала в Самару, где Владимир Амбарцумович поступил работать в музей и стал проводить активную проповедническую деятельность среди учащейся молодежи. Он организовал около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. В 1920 году Владимир Амбарцумов за активную деятельность был арестован и привезен в Москву, через пять недель его освободили с подпиской о невыезде из столицы.
В 1923 году умерла от пищевого отравления жена Владимира Амбарцумовича, оставив ему двоих детей: пятилетнего сына Евгения и годовалую дочь Лидию. Заботу о них взяла на себя Мария Алексеевна Жучкова, близкая подруга Валентины Георгиевны, пожертвовавшая для них своей личной жизнью.
В начале 1920-х годов христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России, христианские студенческие кружки пользовались правами легальных общественных организаций, проводили лекции на религиозные темы. Его объединяющим центром стал Центральный комитет христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумович. Однако в 1924 году деятельность кружков была запрещена, многие руководители движения были готовы подчиниться этому, однако Владимир Амбарцумов считал, что именно в это сложное время христианское просвещение в России особенно необходимо, и он принял решение продолжить деятельность нелегально. Однажды ему чудом удалось избежать ареста, и после этого, опасаясь задержания, он изменил свою внешность: сбрил бороду и усы, постриг волосы и сменил обычные очки на пенсне.
Владимир Амбарцумович уволился с гражданской службы, не имел постоянного места жительства, и, несмотря на опасность положения, продолжал свою миссионерскую деятельность.
В середине 1920-х годов Амбарцумов познакомился с Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. В декабре 1925 года отец Валентин в Никольской церкви на Ильинке крестил детей Владимира Амбарцумова – Евгения и Лидию. В 1926 году, в возрасте тридцати трех лет, Владимир принял православие. Став прихожанином Никольского храма, он начал читать и прислуживать в храме.
В конце 1927 года, по рекомендации протоиерея, был направлен в город Глазов к епископу Ижевскому и Воткинскому Виктору (Островидову), 4 декабря в кафедральном Преображенском соборе был рукоположен во диакона, а 11 декабря – во иерея и определен на службу в Георгиевскую церковь Глазова. Через две недели был переведен на службу в Московскую епархию настоятелем московского Князь-Владимирского храма в Старосадском переулке. С 1929 года был настоятелем храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки. В начале 1928 году отец Владимир перешел под духовное руководство одного из самых известных духовников Данилова монастыря архимандрита Георгия (Лаврова), будущего преподобноисповедника Георгия Даниловского. В 1928 году архимандрит Георгий был арестован и выслан в Казахстан, в поселок Кара-Тюбе, сроком на три года.
Летом 1928 года отец Владимир, по просьбе священника Василия Надеждина, будущего священномученика, временно служил в храме святителя Николая у Соломенной Сторожки. В 1929 году после закрытия Князь-Владимирского храма, оставшись без места, отец Владимир вместе с сыном Евгением пытался проехать к отцу Георгию в Кара-Тюбе, но из-за голода и болезни сына был вынужден вернуться с дороги в Москву. В 1930 году по дороге в лагерь скончался священник Василий Надеждин, перед смертью он написал письмо своим духовным детям и отцу Владимиру с просьбой не оставить Никольский приход. Отец Владимир откликнулся на предсмертную просьбу своего друга. Он сумел сохранить и укрепить Никольскую общину, его службы и проповеди собирали полный храм.
Весной 1931 года благочинный предложил священникам определить свое отношение к июльской Декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского). В случае несогласия предлагалось уволиться на покой, чтобы не попасть под запрещение в священнослужении. Будучи несогласным с церковной политикой митрополита Сергия, отец Владимир принял решение уйти за штат. Осенью 1931 года он поступил на гражданскую службу в Научно-исследовательский институт птицеводства заведующим группой измерительных процессов.
Находясь на гражданской службе, он продолжал активную духовно-религиозную работу: руководил своими духовными детьми, совершал службы в домах наиболее близких из них, исповедовал, занимался с молодежью. Не имея возможности часто встречаться с духовными детьми, он прикреплял духовно неопытных чад к духовно и жизненно зрелым.
5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации “Истинно Православная Церковь”».
Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 7 июля 1932 года он был приговорен к ссылке в Северный край сроком на три года, но затем вышло постановление приговор считать условным и обвиняемого «из-под стражи освободить». Об освобождении отца Владимира ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал.
В 1933 году повсеместно проводилась паспортизация, и отцу Владимиру для получения паспорта пришлось уехать на год в город Россошь и там жить и работать. В 1934 году он возвратился в Москву и устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино. в 1935 году представилась возможность переехать в Никольское – ближе к Москве. Живя в Никольском, семья отца Владимира посещала храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка; в этом храме отец Владимир обычно молился в алтаре. В эти годы он продолжал руководить своими духовными детьми, совершая богослужения в домах наиболее близких из них.
В середине тридцатых годов отец Владимир стал духовным сыном иеромонаха Данилова монастыря Павла (Троицкого), вместе с ним у отца Павла окормлялась и вся его семья.
После перехода на гражданскую службу отец Владимир выполнял много договорных работ, которые высоко оплачивались. Значительную часть заработанных средств он отдавал семьям сосланных или умерших в заключении священнослужителей. Духовные чада отца Владимира, имевшие достаток, по послушанию духовному отцу также помогали семьям ссыльных, причем отец Владимир строго следил за тем, чтобы эта помощь оказывалась своевременно и соответствовала оговоренным суммам. Семья же самого отца Владимира имела только необходимое, ни в пище, ни в одежде не допускалось никакого излишества.
В августе 1937 года начались массовые аресты. В ночь с 8 на 9 сентября сотрудники НКВД явились в дом, где жил отец Владимир со своей семьей, и предъявили ордер на обыск и арест. Он был заключен в Бутырскую тюрьму. На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, отец Владимир ответил отрицательно.
Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 года постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять».
5 ноября 1937 года священномученик Владимир был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. На запросы родных отвечали: осужден на 10 лет без права переписки. Только в 1989 году родственники узнали о судьбе отца Владимира.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Фотографии и иконы:
1. В. А. Амбарцумов, студент Московского императорского университета
Источник: drevo-info.ru
2. В. А. Амбарцумов с детьми, на нелегальном положении в Манихино
Источник: drevo-info.ru
3. Священник Владимир Амбарцумов. 1928 г.
Источник: fond.ru
4. Священник Владимир Амбарцумов. Из личного дела
Источник: fond.ru
6. Священник Владимир Амбарцумов. Москва. Тюрьма НКВД, 1937 г.
Источник: takiedela.ru
7. Священномученик Владимир (Амбарцумов)
Источник: fond.ru
8. Фрагмент росписи придела в честь сщмч. Владимира
Источник: zachatevmon.ru
9. Священномученик Владимир (Амбарцумов)
Источник: zachatevmon.ru