Епископ Парфений (Брянских)
Дни памяти
9 февраля (переходящее празднование) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
22 ноября
Жизнеописание
Священномученик Парфений (в миру Петр Арсеньевич Брянских), епископ Ананьевский, был старшим из четырех детей Арсения Петровича Брянских, купца II гильдии, потомственного почетного гражданина Иркутска. Семья отличалась щедростью, благочестием и любовью к Богу и Православной Церкви. Родители старались дать детям хорошее образование.
Петр учился в местной гимназии, но после пятого класса перешел в Иркутскую духовную семинарию. С 1902 по 1907 год учился в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия, затем продолжил образование в Германии, в Берлинском университете, где в течение восьми месяцев слушал курс библейских наук.
В 1908–1909 годах Петр Арсеньевич преподавал Священное Писание Ветхого Завета в Красноярской семинарии. В Красноярске он начал работать над магистерской диссертацией о пророке Захарии, что сделало для него насущной необходимостью работу в библиотеках, и он направил начальству прошение с просьбой перевести его в один из городов, где имеются необходимые для научной деятельности библиотеки. Прошение было удовлетворено, и он был переведен в Рязанскую духовную семинарию, где преподавал с 1909 по 1911 год.
В 1911 году Петр Арсеньевич принял монашеский постриг с именем Парфения, в том же году он был рукоположен во иеродиакона, затем иеромонаха, и в 1914 году – архимандрита. До революционного переворота 1917 года отец Парфений нес служение преподавателя Духовных учебных заведений в городе Житомире, начальника и преподавателя Ветхого Завета в Пастырской миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре в Херсонской губернии.
После революции архимандрит Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме при епископе Прокопии (Титове) и выполнял обязанности его секретаря.
16 мая 1921 года, во время открытых репрессий против Церкви, отец Парфений был хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии. С 1922 года – епископ Ананьевский, викарий Одесской епархии. В том же году совершилась архиерейская хиротония его ближайшего друга, епископа Макария (Кармазина), который стал епископом Уманским, викарием Киевской митрополии. Епископы Парфений и Макарий решительно отвергли обновленческий раскол и стали оплотом Патриаршей Церкви на Украине. Вокруг них консолидировались сторонники Патриарха Тихона. Под руководством этих двоих владык на Украине была создана сеть тайных общин верующих, не связанных отношениями со светской властью и находившихся в общении с Патриархом Московским. Владыка Парфений отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество.
Уже в конце 1921 года он был арестован. Через полгода его освободили, и он выехал в Киев, где жил на полулегальном положении в Киево-Печерской лавре.
Здесь в 1922 году он был вновь задержан властями и препровожден в Харьков, где находился под стражей десять суток и после освобождения сразу же уехал в Москву. С 1922 по 1925 год жил в Даниловом монастыре без права выезда. В Даниловом монастыре проживали тогда консервативно настроенные церковные иерархи, активно и непримиримо боровшиеся с обновленческим движением.
После кончины в 1925 году Патриарха Тихона Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский), который привлек в качестве своих помощников, проживавших в Даниловом монастыре архиереев, и среди них епископа Парфения.
Сотрудники ОГПУ пристально присматривались к деятельности Местоблюстителя; и, хотя он заявил о своей лояльности к советской власти, их не устраивало непримиримое отношение Местоблюстителя к обновленцам, а также то, что он не спешил с публичным осуждением тех, кто был арестован, и находившихся за границей священнослужителей за их политические заявления. Но самое, может быть, главное — это упорное нежелание митрополита Петра войти в тайные сношения в качестве секретного сотрудника, что подавалось тогда как едва ли не единственная возможность для легального существования Церкви в Советском Союзе. В конце ноября 1926 года все епископы, жившие в Даниловом монастыре и помогавшие Местоблюстителю, были арестованы, 9 декабря был арестован и митрополит Петр.
В день ареста, когда стало известно, что пришли незнакомые люди и спрашивают монахов, владыка Парфений понял, что это пришли арестовывать братию. Пройдя в комнату архиепископа Феодора, он спрятал в ней несколько документов, в частности, письмо из заключения архиепископа Феодора, адресованное ему и епископу Амвросию.
В письме владыка Феодор писал:
«Думаю, что вы оба по-прежнему наши даниловцы, и потому пишу вам обоим, а Вам, владыка Парфений, и как возглавляющему наше братство... Совсем я отстал от жизни и ничего не знаю: только, читая газету, радовался мужеству митрополита Петра и тому, что собор беззаконников, кажется, прошел впустую. Напишите с подательницей сего всё подробно о братьях епископах, о братии и жизни обители дорогой, о церковных делах и перспективах; ведь не затем Тучков так укреплял авторитет Петра, чтобы он ему же посмеялся в смысле упрямства и нежелания идти на соглашение. Благодарение Богу, препоясавшему Петра мужеством...»
Это письмо было изъято при обыске и сочтено антисоветским.
– «Что вы можете сказать по поводу письма, на имя ваше и Амвросия... с выражением... радости по поводу твердости митрополита Петра?» – спросил епископа Парфения следователь.
– «Это письмо архиепископа Феодора из ссылки, полученное мной, может быть, через почту, а может быть, и от приехавшего из ссылки человека. Обстоятельств получения письма не помню», — ответил епископ.
Следователей интересовало, какого рода совещания проводятся между архиереями в Даниловом монастыре.
«Беседы <...> не носили совершенно какого-либо официального характера, будучи просто советованием по некоторым церковным вопросам, иногда даже по личным служебным делам, — ответил владыка. — К числу таких вопросов относился, например, вопрос о возможности суда церковного над эмигрировавшим духовенством. Я не смогу припомнить дат или определить точно время, когда беседы на эту тему поднимались, равно и не могу в настоящее время определенно сказать, кому из собеседников принадлежали те или другие аргументы против невозможности для Церкви такого суда. Помню только, что выставлялись следующие мотивы <...>: Невозможность заочного суда <...>, принципиальная невозможность для Церкви судить за нецерковные поступки; это есть дело политической власти, государства; в Церкви же греха под названием “контрреволюция” нет».
Во время следствия владыке Парфению было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого «Даниловского синода» и что он «ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата».
21 мая 1926 года Особое cовещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Парфения к трем годам ссылки в Коми-Зырянский край.
В 1928 году владыка Парфений вернулся в Москву, жил при Даниловом монастыре без права выезда. Новый арест последовал через год. В 1929 году он арестован по обвинению в том, что «настраивал верующих к сопротивлению закрытию одной из церквей Даниловского монастыря под продовольственный склад» и был приговорен к 3 годам ссылки. По дороге из Бутырской тюрьмы в город Уил в Киргизии епископ Парфений был так избит, что лежал в Самарской тюремной больнице.
С 1929 года до сентября 1933 года находился в ссылке в Уиле. После освобождения был выслан в город Скопин Московской области, где жил по декабрь того же года. Первоначально проживал в квартире у архимандрита Данилова монастыря Стефана (Сафонова). В декабре 1933 года выехал в Молдавию, в город Ананьев для получения паспорта. Некоторое время после освобождения ему отказали в получении паспорта, и он не мог получить регистрацию. Владыке удалось узнать место жительства своей матери, и в 1934 году он выехал к ней в город Кимры в Калининской (Тверской) области.
Здесь в ночь на 2-е ноября 1934 года владыка Парфений был вновь арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. 17 января 1935 года осужден Особым Совещанием при НКВД СССР по групповому «делу архиепископа Феодора (Поздеевского) и епископа Парфения (Брянских). Москва. 1935 г.» по обвинению в том, что «вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения». Владыку Парфения приговорили к 5 годам ссылки в Северный Край.
С 1935 по 1937 год, находясь в ссылке в Архангельске, продолжал совершать тайные богослужения на дому и проповедовать. 31 июля 1937 году вновь был арестован и направлен под стражу в Архангельский следственный изолятор. 17 августа ему было предъявлено обвинение в организации нелегальных контрреволюционных сборищ, пораженческой агитации и пропаганде фашизма. 15 октября постановлением «тройки» НКВД Северной области был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 22 ноября 1937 года. Владыка Парфений погребен в общей безвестной могиле.
20 апреля 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.
Фотографии и иконы:
1. Епископ Парфений (Брянских). Фото из следственного дела, 1934 г.
Источник: fond.ru
2. Священномученик Парфений (Брянских)
Источник: fond.ru