Архиепископ Серафим (Самойлович)
Дни памяти
9 февраля (переходящее празднование) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
24 августа (переходящее празднование) - Собор Кузбасских святых
4 ноября
Жизнеописание
Священномученик Серафим, архиепископ Угличский (в миру Самойлович Семён Николаевич) родился 19 июля 1881 года в городе Миргороде Полтавской губернии в семье псаломщика.
В 1896 году Семён окончил Лубенское духовное училище, а в 1902 году – Полтавскую духовную семинарию и был направлен в Алеутско-Аляскинскую епархию (Америка) учителем Уналашкинской миссионерской школы, через три года переведен учителем двухклассной миссионерской школы в город Ситку. В течение двух лет был личным переводчиком епископа Тихона (Беллавина), будущего Патриарха, который в те годы возглавлял епархию.
25 сентября 1905 года Семён Самойлович был пострижен в мантию епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) и через месяц рукоположен во иеродиакона, а спустя полгода, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен во иеромонаха. В августе 1906 года отец Серафим был назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии, а через полтора года определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.
Владыка Тихон высоко ценил личное благочестие и труды отца Серафима, за усердие и ревность по службе он был удостоен набедренника. В 1908 году отец Серафим подал прошение об освобождении от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба была удовлетворена. В декабре 1908 года он был награжден правом ношения золотого наперсного креста.
В 1909 году миссионерские труды отца Серафима продолжились в городах Владикавказе Терской области и Ардоне в Осетии, в 1910 году был назначен наместником Могилёво-Братского монастыря, а затем, по желанию преосвященного Тихона, занимавшего тогда Ярославскую кафедру, переведен на должность наместника Толгского Ярославского монастыря. Эту должность отец Серафим занимал более четырех лет, с 1 июня 1910 года по 23 сентября 1915 года. В мае 1912 года он был возведен в сан игумена. Одной из главных забот нового наместника стала подготовка к 600-летию Толгского монастыря, которое состоялось в 1914 году. За годы настоятельства им проведены большие строительные и реставрационные работы, произведен ремонт церковной утвари монастыря, приведена в порядок монастырская пристань и мн. др. Он проявил себя деятельным и успешным руководителем: написал большой труд по истории Толгской обители, приуроченный к ее 600-летию, открыл школу пчеловодства с приютом для мальчиков-сирот, с началом Первой мировой войны учредил лазарет для раненых Ярославской губернии. За понесенные труды отец наместник был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени
В 1915 году отец Серафим был назначен наместником Угличского Покровского монастыря. В июне 1916 года возведен в сан архимандрита, помогал архиепископу Агафангелу (Преображенскому) в управлении епархией, и в феврале 1920 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
После октябрьского переворота владыка прошел аресты, тюрьмы, лагеря, ссылки – все те страшные испытания, которые выпали на долю русского духовенства. В июле 1922 года он был арестован первый раз и помещен в ярославскую тюрьму за распространение послания Патриарха Тихона и за сопротивление изъятию церковных ценностей. Был приговорен к трем годам лишения свободы, освобожден по амнистии. Дважды, в октябре 1923 года и в мае 1924 года, арестован, но вскоре освобожден. С января 1924 года в связи с пребыванием митрополита Агафангела в Нарымской ссылке временно управлял Ярославской епархией. В 1924 году был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа.
В первой половине 1920-х годов архиепископ Серафим входил в число так называемых «даниловцев», консервативных архиереев, группировавшихся вокруг настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского). В эти годы жизнь в Данилове достигла необычайной духовной высоты, обитель стала центром духовной жизни столицы, да и всей православной Руси, оплотом оставшихся верными православию.
В 1925 году митрополит Иосиф (Петровых), будучи одним из Заместителей Патриаршего Местоблюстителя, по завещательному распоряжению назначил временных заместителей на случай своего отстранения от управления церковными делами, в их числе был и владыка Серафим. После ареста митрополита Петра, когда власти не дали двум первым кандидатам возглавить Церковь, владыка Серафим стал исполнять обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. За короткий срок своего первосвятительства, с декабря 1926-го до апреля 1927 года, он проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Святой Церкви от посягательства властей. После освобождения из заключения митрополита Сергия архиепископ Феодосий передал ему заместительские права.
В марте 1927 года владыка был вызван в Москву в ОГПУ, где ему предложили принять компромиссные условия легализации Церкви. Он твердо отверг все попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода, отказался решать принципиальные вопросы без согласия находящихся в заключении старших иерархов. Через несколько дней был освобожден и выслан обратно в Углич.
Издание митрополитом Сергием «Декларации» 29 июля 1927 года внесло разделения в церковную жизнь. 6 февраля 1928 года вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым), епископом Евгением (Кобрановым), а также находившимся в Ростове митрополитом Иосифом (Петровых) владыка Серафим подписал обращение, в котором осуждали «Декларацию» митрополита Сергия, выразили верность иерархическому подчинению Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому) и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.
17 февраля 1928 года владыка Серафим был арестован и выслан из Ярославля в Буйничский Свято-Духов монастырь в Могилёве; в апреле митрополитом Сергием и Временным Патриаршим Синодом при нем он был отстранен от управления Угличским викариатством, а в мае временно запрещен в священнослужении в Ярославской и Московской епархиях. По свидетельству современников, архиепископу Серафиму в случае примирения с митрополитом Сергием обещали сан митрополита и любую епархию. На это предложение владыка ответил решительным отказом: «Предпочитаю страдать за Церковь». Дальнейшая судьба владыки – постоянное пребывание в ссылках и лагерях свидетельствует о его твердой позиции, об отказе от тех компромиссов, которые он считал недопустимыми.
20 января 1929 года владыка Серафим направил обращение к архипастырям, пастырям и пасомым Русской Православной Церкви, в котором продолжал обличать политику митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество». Это послание широко разошлось по всей стране и было опубликовано в Белграде.
Через полтора месяца, 2 марта 1929 года, владыка был арестован с обвинением в выпуске антисоветских документов. Его приговорили к трем годам заключения в печально известном Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).
На строительных работах на Соловках он упал с лесов и сломал ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1931 года он был переведен на материк на инвалидные работы в поселок Майгуба (Май-Губа) на строительство Беломорканала.
В марте 1932 года закончился срок заключения на Соловках, и владыка был сослан на три года в город Козьмодемьянск Горномарийского района республики Марий-Эл. По воспоминаниям духовных чад, «он слабел телесно, но духом был тверд. Он считал, что в эпоху гонений не должно быть централизованного Церковного Управления. Епископ должен управлять сам своей епархией». Владыка тайно посвящал в священство и постригал в монашество. 29 декабря 1932 года был вновь арестован и приговорен к ссылке в Севкрай, которую с июня 1933-го до мая 1934 года отбывал в Архангельске.
Примерно в 1934 году архиепископ Серафим написал еще одно послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещенным в священнослужении за свою антиканоническую деятельность. Для утверждения этого послания в Архангельске состоялся «малый катакомбный собор», решения которого должны были стать основой для всех ссыльных епископов и духовенства.
В мае 1934 года владыка Серафим был вновь арестован и осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. Заключение отбывал в Сусловском отделении «Сиблага» (Красноярская железная дорога, станция Суслово, Новосибирская область). Здесь на владыку было заведено новое дело. 15 сентября 1937 года он был арестован и обвинен в том, что «организовал и возглавил контрреволюционную группу в лагере, проводя систематическую контрреволюционную агитацию».
28 октября 1937 года владыка был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД Западно-Сибирского края. 4 ноября 1937 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, святитель Серафим принял мученическую смерть за Христа.
Архиепископ Серафим (Самойлович) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года.
Фотографии и иконы:
1. Иеромонах Серафим на Аляске (в центре)
Источник: ruwiki.ru
2. Архиепископ Серафим (Самойлович)
Источник: fond.ru
3. Архиепископ Серафим (Самойлович)
Источник: fond.ru
4. Архиепископ Серафим (Самойлович), архимандрит Власий, инок Александр. Углич, ок. 1927 г.
Источник: fond.ru
5. Архиепископ Серафим (Самойлович) с братией Покровского Паисиева монастыря. Углич, 1927 г.
Источник: rybeparhia.ru
6. Архиепископ Серафим (Самойлович). Фото из следственного дела, 1929 г.
Источник: fond.ru
7. Священномученик Серафим (Самойлович). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря.
Источник: fond.ru