Преподобный Зосима Верховский (1833)
Преподобный Зосима (Верховский) — современник преподобного Серафима Саровского, личность уникальная и многогранная: схимонах, старец, основатель двух женских монастырей — Свято-Николаевского, в городе Туринске Тобольской епархии, и Троице-Одигитриевой пустыни, в Верейском уезде Московской епархии. Духовным наследием этого святого являются несколько душеспасительных книг, особенностью которых является то, что написаны они исключительно по-церковнославянски.
Будущий старец Зосима (в миру Захария Васильевич (Богданович) Верховский) родился в 1768 году в селе Буловицы Смоленской губернии, в многодетной семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Захария был младшим из девятерых детей Верховских. Как это часто было принято в то время, дети получили домашнее образование. Мать читала им вслух жития святых, и их истории трогали душу маленького Захарии, особенно любил он слушать о преподобных пустынниках и страстно желал подражать их подвигу.
В 1784 году вслед за своими двумя старшими братьями Захария был определен в лейб-гвардии Преображенский полк в Санкт-Петербурге. Спустя три месяца с начала службы, он получил известие о смерти отца. Через два года скончалась и мать. Утрата близких людей оставила глубокий след в душе юноши. В это время он познакомился Адрианом (Блинским), старцем Казанской Богородицкой Площанской пустыни на Брянщине. Жизнь монахов-отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление.
В 1788 году поручик Захария Верховский выхлопотал отставку, продал полученное в наследство имение и принял решение посвятить себя монашеской жизни. Он пришел в Площанскую пустынь, однако старец Адриан к тому времени уже перешел в Коневецкий монастырь на озере Ладога. В пустыни Захария познакомился с монахом Василиском (Гавриловым), духовная дружба с которым продлилась у них на всю жизнь. Ученик старца Адриана, Василиск посоветовал Захарии последовать за наставником, и Захария отправился на Коневец.
Старец Адриан принял Захарию и назначил ему послушание: печь просфоры и пономарить. Успешно пройдя все испытания, послушник принял монашеский постриг и был наречен Зосимой — в честь преподобного Зосимы Соловецкого. Около 1792 года по приглашению Адриана на Коневец перешел и преподобный Василиск. Для обоих учеников Адриан распорядился построить две кельи, в которых они проводили пять дней недели, лишь в субботу приходя в монастырь ко всенощной, а в воскресенье после литургии возвращались к себе.
В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири. Однако оба они очень хотели попасть на Святую Гору. Трижды предпринимали молодые монахи попытки отправиться на Афон, и каждый раз у них ничего не получалось. Они посетили Киев, где прожили два месяца в лавре, затем Крым, Моздок, Таганрог, Астрахань и поняли — что пришло время исполнить благословение старца.
В 1798 году подвижники, получив разрешение архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова-Лавровского), поселились неподалеку от реки Томь, в районе города Кузнецка (ныне Новокузнецк).
Местные крестьяне срубили им две кельи, которые встали на расстоянии ста сажен одна от другой. Отшельники воздерживались ходить друг к другу в гости, пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов и беседовали на духовные темы. Они завели небольшой огородик, ловили рыбу. Во время Успенского поста по реке Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Иногда старцев посещали местные крестьяне с небольшими приношениями. Однако денег преподобные ни от кого не брали, а только принимали самые простые и скудные пожертвования, необходимые для их пропитания и одеяния. Причем старались воздавать за них своим рукоделием: отец Василиск делал глиняную посуду, а отец Зосима — деревянную. Так они прожили более двадцати четырех лет.
И вновь жизнь бывшего гвардейского офицера, пустынника и отшельника старца Зосимы поменялась. Одна местная жительница пожелала начать иноческую жизнь, и поскольку нигде поблизости женских обителей не было, она обратилась за духовным руководством к пустынникам. Получив их согласие, она поселилась в деревеньке на берегу реки Томь. Вскоре к ней присоединились и другие девицы, желающие монашеской жизни. Тем не менее, для всех стало очевидным неудобство монашеской жизни среди мирян, и было принято решение хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Тобольский архиерей согласился отдать под их нужды опустевшую обитель в городе Туринске. Так был возрожден Свято-Николаевский монастырь. Для получения разрешения старец Зосима ездил в Санкт-Петербург. Он также написал для монахинь особый устав на основе общежительных правил Василия Великого и вновь посетил столицу, чтобы представить его на утверждение Святейшего Синода. 29 декабря 1824 года его духовный друг и сомолитвенник Василиск отошел ко Господу и был погребен у алтаря монастырского собора. Жители Туринска в 1913 году возвели над его могилой часовню. В советское время храм и часовня были уничтожены, а на их месте построены гаражи.
В 2004 году определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви старец Василиск был причислен к лику общецерковных святых. Ныне мощи святого Василиска находятся в монастыре Всемилостивого Спаса города Екатеринбурга, а их частица — в монастыре города Туринска.
Хорошо известно, что враг рода человеческого никогда не оставляет истинных подвижников благочестия. Часть сестер обвинили старца Зосиму в расколе, растрате и притеснениях. В 1825 году он был уволен от звания попечителя монастыря, переселился в Москву и с благословения митрополита Филарета (Дроздова) стал насельником Чудова монастыря. Часть инокинь Туринской обители, оставшаяся верная своему духовному учителю, последовала за ним в столицу. Их приютила на своей даче надворная советница Мария Семеновна Бахметева. Она же пожертвовала участок земли своего имения в Верейском уезде под новую общину.
В 1826 году с благословения владыки Филарета преподобный Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Первыми ее насельницами стали шестнадцать сестер из Туринского монастыря, а настоятельницей — племянница преподобного Зосимы Вера (в миру Варвара Ильинична Верховская). Она и ее сестра Матрона (в монашестве Маргарита) были духовными дочерьми и послушницами старца Зосимы. Игумения Вера (Верховская) явяляется автором жизнеописания преподобного старца Зосимы.
В этой пустыни преподобный старец Зосима прожил до самой своей смерти. Он заботился об общине, искал благотворителей для ее содержания. И по-прежнему стремился к уединению. В лесу, в трех верстах от пустыни, он устроил себе небольшую келью, в которой вел такой же образ жизни, как и на Коневце и в Сибири. От двух старцев из Орловской губернии он принял в своей лесной келье постриг в великую схиму.
Скончался святой старец 24 октября 1833 года на праздник иконы «Всех скорбящих Радость» и был похоронен возле монастырской часовни.
Почитание старца Зосимы началось вскоре после его смерти. По благословению митрополита Филарета (Дроздова) над его могилой был возведен Троицкий храм. В начале 1880-х годов произошло обретение мощей преподобного Зосимы.
В 1930-е годы храм был закрыт. После его возвращения Церкви 25 декабря 1999 года было проведено обследование гробницы Зосимы, но в найденном белокаменном саркофаге мощи обнаружены не были. Их местонахождение остается до наших дней неизвестным. 8 октября 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых.
Тропарь преподобного Зосимы (Верховского), глас 8-й
Отеческаго учения ревнителю, Сибирския пустыни всекрасное прозябение, деяния и созерцания бодренный подвижниче, безмолвия рачителю и обители невест Христовых устроителю, сосуде Духа, Зосимо преподобне, моли Христа Бога, да просветит души наша.
Кондак преподобного Зосимы (Верховского), глас 4-й
Первее в Сибирстей стране инокиням пустынную обитель возградил еси, оттуду же неправедне изгоняемь, на Промысл Божий упование возложил еси, имже паче ума огражден, яко неврежден, путьшествие творя, Богоматерию Одигитриею управляем, Московских пределов достигл еси, и зде паки руководство обителию восприим, Богособранную паству твою добре упасл еси, нам же образ жития твоего и медоточная учения оставил еси, преподобне Зосимо, моли Христа Бога сохранитися от всякия скверны душам нашим.