Священномученик Макарий Вяземский (1918)
Епископ Макарий Вяземский, священномученик, в начале прошлого века был одним из самых известных миссионеров и педагогов в России. Онбыл сохранился в памяти верующих как прекрасный проповедник, оратор и администратор. Его послания пастве свидетельствуют о пророческом видении владыки будущих судеб народа и страны.
Владыка Макарий, как и многие десятки тысяч людей, предпочел отдать свою земную жизнь, но не предать то, что ему было действительно дорого: веру во Христа и преданность Матери Церкви.
Священномученик Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в семье священника. По сложившейся традиции сыновьям священника предстояло продолжить дело отца.
Учился в Ардатовском духовном училище и Симбирской духовной семинарии. После окончания в 1882 году Киевской духовной академии (со степенью кандидата богословия) был назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища, через год определен наставником Острожской учительской семинарии, а в 1885 году — преподавателем Первого Киевского женского училища духовного ведомства. С 1890 года Михаил служил преподавателем Киевской духовной семинарии. Он был женат на Вере Андреевне Котляровой, в семье были дети.
К началу XX века Михаил Гневушев — один их самых известных педагогов в Киеве, инициатор создания в 1902 году «Киевского педагогического общества взаимной помощи», наблюдатель церковных школ Киевской епархии. Видный общественный деятель и миссионер, он был знаменит своими яркими проповедями.
В 1906 и 1907 годах был избран делегатом от рабочей монархической организации — Киевского Союза русских рабочих — для участия в работе Третьего и Четвертого съездов русских людей, проходивших в Киеве и Москве.
После смерти супруги Михаил Васильевич принял решение вступить на путь монашества. 10 февраля 1908 года в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре он был пострижен в мантию с наречением имени в честь преподобного Макария Великого. Здесь же через неделю он был рукоположен в сан иеродиакона, а еще через день — в иеромонаха.
В марте 1908 года Указом Святейшего Синода иеромонах Макарий был назначен настоятелем одного из старейших московских монастырей — Высокопетровского — с возведением в сан архимандрита. Он также стал сверхштатным членом Второй Экспедиции Московской Духовной Консистории и был избран членом Совета Православного Миссионерского общества.
В Москве архимандрит Макарий проявил себя активным участником монархического движения и ближайшим сподвижником председателя Русского Монархического Союза священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Он также принимал самое деятельное участие в общественной жизни Москвы. Так, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Гоголя вместе с настоятелями других московских монастырей он сослужил митрополиту Владимиру (Богоявленскому) на панихиде в Даниловом монастыре на могиле писателя.
В тяжелое предреволюционное время архимандрит Макарий вступает в должность председателя Московского Союза Русского народа. В те годы в этом патриотическом движении принимали участие многие выдающиеся пастыри и архипастыри, искренне веровавшие в Бога, желавшие мира и благоденствия Отечеству.
В 1909 году он принял участие в заседаниях съезда монашествующих, проходившего в Троице-Сергиевой лавре и рассмотревшего основные меры по благоустроению монастырской жизни в России. 1 ноября 1909 года архимандрит Макарий был назначен настоятелем московского Ново- Спасского монастыря. Здесь, по аналогии с опытом Высоко-Петровского монастыря, им были учреждены Новоспасское Братство церковного пения и трезвости, которое к 1911 году стало самым многочисленным (более 300 человек) и благоустроенным в Москве. Один из путей поднятия уровня религиозности в народе архимандрит Макарий видел в привлечении наибольшего числа прихожан к осознанному участию в церковном богослужении.
Одновременно с настоятельством в 1909–1911 годах он исполнял и обязанности благочинного ставропигальных монастырей и предлагал конкретные меры по улучшению их духовной, религиозно-просветительской и хозяйственной жизни. За активную общественную деятельность архимандрит Макарий был награжден наперсным крестом с украшениями и правительственными наградами.
Вся деятельность архимандрита Макария в Москве проходила в обстановке ожесточенной травли со стороны «желтой» прессы и всех сил, которым была ненавистна сама идея укрепления православия, подлинно религиозно-нравственной атмосферы в древнейших московских обителях. С целью изгнать его из Москвы на него обрушивались потоки лжи и клеветы, обвинения в финансовых нарушениях.
11 июля 1914 года архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В мае-июне 1916 года он организовал и возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь на поклонение преподобному Серафиму. Более ста верст прошел владыка пешком, в полном архиерейском облачении, произнося в каждом селе проповеди.
В январе 1917 года епископ Макарий был переведен в Орловскую епархию на должность епископа Орловского и Севского. В мае того же года уволен на покой и поселился в Смоленской губернии: сначала в Спасо-Авраамиевом монастыре Смоленска, затем — в Вязьме в Спасо-Преображенском монастыре на правах настоятеля.
Поселившись в Вязьме, владыка Макарий продолжил свою деятельность по укреплению духовно-нравственного состояния народа. При обители он создал братство во имя Рождества Христова, в которое входило более тысячи человек. Несмотря на большевистский террор, послушать святительские богодухновенные проповеди нового настоятеля в монастырь приходили толпы людей. И многие потом говорили, что ничего подобного им никогда не приходилось слышать.
В июне 1918 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода было принято решение учредить в Смоленской епархии Вяземское викариатство с назначением на ее кафедру бывшего епископа Орловского Макария.
Вся духовная и общественная деятельность владыки, его влияние на местных жителей не могли не вызвать раздражения властей. Монастырь решили закрыть, а епископа Макария выселить из настоятельского корпуса. Когда местные жители попытались заступиться, против них были приняты самые жесткие меры. 23 августа 1918 года в монастырь явился большевистский отряд, произвел обыск и арестовал епископа Макария. Ему предъявили обвинение в контрреволюционном заговоре против Советской власти, в чем, естественно, владыка себя не признал. Когда на следующий день к нему в камеру пришел келейник для исповеди и причастия, то увидел на лице и теле владыки следы побоев и издевательств, а сам он был острижен, без бороды и в солдатском одеянии. 31 августа 1918 года владыка был направлен в Смоленск, где без какой-либо дополнительной проверки ему вынесли приговор о расстреле.
Свидетельницей расстрела была дочь владыки Ольга Михайловна Свешникова, которая, скрываясь, смогла проследовать за осужденными. 4 (17) сентября 1918 года четырнадцать приговоренных к смерти доставили в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых. Он был застрелен последним. Место захоронения новомучеников неизвестно.
Решением прокуратуры Смоленской области 14 апреля 1993 года епископ Макарий был реабилитирован. В заключении суда написано: «Религиозные убеждения Гневушева, его несогласие с действиями Советской власти против церкви и монастырей необоснованно квалифицированы как государственное преступление».
Епископ Макарий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 8 сентября 2020 года, священномученик Макарий (Гневушев) именуется епископом Вяземским.