Силуан Афонский, «муж гигантской силы духа»

24 сентября Русская Православная Церковь отмечает День памяти преподобного Силуана Афонского

«Прихожанин» в рубрике «Жизнь святого в иллюстрациях» решил напомнить своим читателям некоторые моменты из жития преподобного Силуана Афонского.

Именно так – «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: "Помилуй меня", – но не слушал его Бог», – написано в книге «Старец Силуан».

Ведь как поразительно и интересно порой происходит по воле Божией! Жил в российской глубинке сын обычного русского крестьянина по имени Семен Антонов. И мог бы, вероятно, прожить там всю жизнь, как и миллионы русских крестьян до него, но призвал его Господь и направил на особую стезю. В итоге после 27 лет жизни в России Семен уехал в Грецию на Святую Гору Афон и там в русском монастыре Святого великомученика Пантелеимона подвизался в течение 46 лет. С бесами сражался, великому смирению учился, стяжал себе умную сердечную молитву. Так что даже афонские монахи восхищались его благочестием и духовными подвигами. И за это уже в наше время русский крестьянин, ставший знаменитым монахом Силуаном Афонским, был канонизирован сначала Константинопольским Патриархатом, а потом причислен к лику святых и Русской Православной Церковью.

Это фотографии из родного села Шовское, где в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Ивана Антонова и супруги его Соломониды родился сын Семен, будущий преподобный Силуан Афонский. Тогда, в середине XIX века, село Шовское относилось к одноименной волости, которая входила в Лебедянский уезд Тамбовской губернии. В те времена это было довольно большое село, что неудивительно, ибо рядом находилось имение князя Трубецкого, где, кстати, Семен работал столяром вместе со старшим братом. И стены храма Рождества Христова (он находился в четырех километрах от дома семьи Антоновых и был построен за год до рождения преподобного, в 1865 году, на пожертвования помещиков Дурасовых) помнят молитвы будущего афонского монаха Силуана.

В молодости Семен Антонов, будущий святой, обладал большой физической силой. «Голыми руками Семен мог брать горячий чугун со щами и перенести его с плиты на стол, за которым обедала их артель. Ударом кулака он мог перебить довольно толстую доску. Он подымал большие тяжести и обладал редкою выносливостью и в жару, и в холод: он мог есть очень помногу и много работать».

Он жил, как и многие крестьяне в те времена: по выходным пил в трактире со своими друзьями, мог подраться, ухлестывал за сельскими красавицами. Но в его душе постепенно происходили глубокие перемены. Семен очень рано обрел веру и любовь к Богу и вскоре стал чураться нехороших поступков. Господь медленно и верно направлял его. В книге «Старец Силуан» описывается такой эпизод: «Однажды, после нецеломудренно проведенного времени, он задремал и в состоянии легкого сна увидел, что змия через рот проникла внутрь его. Он ощутил сильнейшее омерзение и проснулся. В это время он слышит слова: "Ты проглотил змию во сне, и тебе противно: так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь". Семен никого не видел; он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца то был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения».

…В советские времена село Шовское пришло в сильное запустение. Храм Рождества Христова, куда в детстве и юности ходил будущий афонский монах, за год до смерти Силуана Афонского в 1937 году власти начали разрушать. В оскверненной церкви стояли тракторы, хранились автомобильные покрышки. Но в конце ХХ века началось возрождение: в 1997 году храм очистили от всякого мусора, а в 2000-м священник из соседнего села отслужил в церкви первую пасхальную заутреню. И наконец к 150-летию со дня рождения преподобного Силауна Афонского храм восстановили, как и родовой дом семьи Антоновых.

Кстати, паломники, которые решат приехать в село Шовское поклониться преподобному, увидят недалеко от его дома и небольшую часовню. В 1904–1905 гг. Силуану пришлось покинуть на время Святую Гору и вернуться на свою малую родину: он ожидал призыва на русско-японскую войну. Будучи монахом, он уже не мог больше жить со своей семьей и потому построил себе неподалеку небольшую келию-мазанку. В ней он жил и молился. Сейчас на этом месте находится красивый храм-часовня из розового кирпича.

На своей малой родине – в селе Шовском – Семен прожил 18 лет. Как я уже упоминал, с малых лет открыл он в себе любовь к Богу. А повзрослев, страстно захотел стать монахом и даже просил своего отца отпустить его в Киево-Печерскую лавру. Но отец Семена категорически ответил: «Сначала кончи военную службу, а потом будешь свободен пойти». Пришлось Семену идти в солдаты. Служил он в Петербурге в лейб-гвардии саперного батальона.

О его воинской жизни известно очень мало. Только то, что солдатом он был очень хорошим, товарищи его любили за спокойный  и дружеский нрав. Правда, когда в трактире Семен пил вместе с друзьями, те спросили его, почему он такой задумчивый. И будущий святой ответил так: «Думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение, и всю ночь будут молиться, так вот кто же из нас на Страшном суде даст лучший ответ – они или мы?» Друзья посмеялись над товарищем, говоря, что он телом в армии, а «умом на Афоне и на Страшном суде».

После окончания воинской службы Семен Антонов вернулся домой, но всего на неделю – повидать родных. Потом распрощался со всеми и уехал на Афон.

Осенью 1892 года мечта Семена наконец исполнилась: он приехал на Святую Гору и поступил в русский монастырь Святого великомученика Пантелеимона. В монастыре брат Симеон всем очень полюбился за спокойный характер и исправную работу.

Он молился и работал. В то же время его стали искушать и мучить бесы. Они приходили к нему и разговаривали с ним, и Симеон сражался с ними непрестанной молитвой. Спал он мало, урывками, да и то засыпал либо стоя, либо сидя на табурете без спинки. Поспав минут 20, Симеон вновь вставал на молитву.

…Несколько слов об обители. Монастырь Святого Пантелеимона на Афоне, известный также как Руссикон, или Новый Русик,  является одним из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе. Он традиционно считается русским монастырем. На нынешнем месте, между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни, обитель появилась после 1756 года – до этого она находилась дальше на побережье, там, где сейчас находится Старый, или Нагорный, Русик, который был основан в начале IX века, когда на Святую Гору пришли первые русские монахи.

Во времена, когда на Святой Горе молился Господу преподобный Силуан, в обители жило более 1000 монахов. И в это время монастырь пользовался особым покровительством русской императорской семьи и благодаря этому значительно разросся и укрепился. К концу  XIX века обитель Святого Пантелеимона стала самым большим монастырем на Афоне и по площади, и по численности братии.

К сожалению, во второй половине ХХ века из-за политики Константинопольского Патриархата, направленного на выдавливание русских монахов с Афона, в громадной обители оставалось лишь 13 монахов. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону: сегодня в монастыре Святого Пантелеимона проживает порядка 50 монахов и послушников.

Среди монастырских реликвий паломники могут увидеть мощи вмч. и целителя Пантелеимона, стопу Андрея Первозванного, главу апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи и некоторых апостолов Христа, чудотворную икону, именуемую «Иерусалимская»... Среди святынь находятся и мощи преподобного Силуана Афонского.

Брат Симеон был пострижен в мантию в 1896 году. Послушание он проходил на мельнице в Старом (Нагорном) Русике, который расположен в горах в 250 метрах над уровнем моря и, примерно, в 5 километрах от монастыря. Место это уединенное, и сюда часто уходили монахи, стремившиеся к еще большему уединению по сравнению с жизнью в монастыре. Поскольку в монастыре жило более 1000 монахов, да к тому же постоянно приезжали новые гости, то брату Симеону на мельнице приходилось нелегко. Но он не жаловался – трудился и молился.

В 1911 году брат Симеон был пострижен в схиму с именем Силуан. Кстати, Силуаном звали одного из апостолов Христа, так называемых апостолов от 70-ти. Как написано в Евангелии от Луки, «после сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 1–2)Силуан был учеников апостола Павла, и его имя упоминается во Втором послании к Коринфянам: «Верен Бог, что слово наше к вам не было то „да“, то „нет“. Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был „да“ и „нет“; но в Нем было „да“» (2 Кор. 1, 18–19).

Перед вами – Софроний (Сахаров). Именно благодаря ему все православные узнали о старце Симеоне. В 1925 году Софроний был принят в монастырь Святого великомученика Пантелеимона, а  спустя пять лет познакомился со старцем Силуаном, который в течение восьми лет был его духовным наставником.

Когда в 1938 году старец Силуан скончался, иеродиакон Софроний ушел в «пустынь» и долгое время жил в афонском скиту. После Второй мировой войны Софрония, ставшего уже к этому моменту иеромонахом, вместе с еще другими русскими монахами по политическим соображениям высылают с Афона. Одно время он  живет во Франции, где его возводят в сан архимандрита, потом перебирается в Англию. Там, в графстве Эссекс, архимандрит Софроний основывает монастырь Святого Иоанна Предтечи, который находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

В 1948 году в Париже архимандрит Софроний (Сахаров) публикует первое издание книги «Старец Силуан». Впоследствии эта книга не раз издавалась во Франции, Великобритании и была переведена на многие языки мира.

Интересен факт, что книга Софрония (Сахарова) так поразила многих людей по всему миру, что на Святую Гору стали приезжать паломники с одним лишь единственным желанием увидеть мощи преподобного Силуана Афонского. Как вспоминал схиархимандрит Серафим (Томин), «череп старца Силуана, как и все черепа, лежал в усыпальнице, и никто не обращал на него внимания… [Между тем] книга о старце Силуане о. Софрония за рубежом быстро распространилась. На Афон стали чаще приезжать зарубежные паломники. Приезжают и ищут: "Где глава старца Силуана?.." Никто не спрашивал: "Где глава Пантелеимона и мощи его?", а все приезжие, прочитав книгу о старце, спрашивали о его главе. В это время в монастыре… был игумен Иустин из старых дореволюционных монахов, строжайший, как и все, подвижник афонский. Когда он услышал о таком почитании старца Силуана среди паломников, приказал уничтожить эту голову, чтобы не было предпочтения. Два монаха взяли голову старца Силуана и повезли, но не утопили, как благословил игумен, а спрятали в сундучке у себя в келии». Потом игумена Иустина сменяет отец Илиан, и ситуация повторяется: он узнает о существовании честной главы Силуана Афонского и приказывает ее закапать – и вновь монахи прячут ее. Эта ситуация повторяется вновь уже при отце Гаврииле, пока наконец игуменом монастыря не становится отец Авель (Македонов) – один из тех, кто прятал главу Силуана Афонского. С этого момента святая реликвия занимает почетное место среди других духовных сокровищ святой обители. И вот теперь честная глава великого святого преподобного Силуана Афонского впервые покидает стены монастыря Святого великомученика Пантелеимона, чтобы верующие России могли поклониться этой святыне.

Читая книгу «Старец Силуан» Софрония (Сахарова), невольно поражаешься тому, над сколь многими важными духовными темами размышлял преподобный Силуан Афонский: о молитве, смирении, мире, благодати, воле Божией, свободе, послушании, покаянии, любви… Трудно даже всё перечислить. Да, наверное, и не стоит. Поэтому каждому можно лишь посоветовать взять и прочитать эту духовную, глубокую и весьма полезную книгу.

И все же несколько цитат из книги, посвященной старцу Силуану Афонскому, я приведу.

Слово о молитве:

«Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося».

«Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять».

О воли Божией и о свободе:

«Познавшая Бога душа во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом».

«Драгоценнее всего на свете знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его».

«Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя, и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается покоен как если бы имел ее».

О любви:

«Чем больше любовь, тем больше страданий душе; Чем полнее любовь, тем полнее познание; Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

«Если ты хочешь познать Господа, то смири себя вконец, будь послушлив и воздержен во всем, люби истину, и Господь непременно даст тебе познать Себя Духом Святым, и тогда ты опытом познаешь, ЧТО есть любовь к Богу и ЧТО есть любовь к человеку».

О мире:

«Если постигнет тебя какая неудача, то думай: Господь видит сердце мое, и если Ему угодно, то будет хорошо и мне, и другим – и так душа твоя всегда будет в мире».

«Мир теряется, если душа потщеславится, или вознесется пред братом, или осудит кого-либо, или брата будет вразумлять, но не кротко и не с любовью; если будем много кушать или будем вяло молиться  за все сие теряется мир».

Петр Селинов

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.