Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию (Шумилину), епископу Россошанскому и Острогожскому

В 2002 году Павел Шумилин (мирское имя владыки) стал прихожанином Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. В 2005 году был зачислен послушником в братию обители. В марте 2010 года пострижен в рясофор с именем Анатолий в честь преподобного Анатолия Оптинского (Старшего). В декабре 2011-го пострижен в мантию с именем Дионисий в честь преподобного Дионисия Радонежского.

В монастыре нес послушания чтеца, пономаря, продавца за свечным ящиком. Основным было послушание келейника наместника обители. Организовывал встречи в монастыре официальных делегаций, помогал наместнику в проведении различных мероприятий.

19 июля 2012 года архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен в сан иеродиакона. До 2017 года будущий владыка Дионисий пребывал в братии Данилова монастыря. В одном из своих интервью он сказал, что под руководством наместника обители епископа Солнечногорского Алексия учился в Даниловом монастыре послушанию и богослужебной традиции.

Сердечно поздравляем владыку Дионисия и молитвенно желаем Его Преосвященству помощи Божией в архипастырском служении!


Преосвященный епископ Дионисий!

Премудрый и Дивный Бог, Отец непостижимого величества (хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского), по любви приведший мир из небытия в бытие и создавший человека, великий Бог, Творец мира, ныне обратил Свой милостивый взор на тебя, на твои труды и возжелал увидеть тебя в числе последователей Своих учеников — святых апостолов.

Когда-то, откликнувшись на любовь в Троице славимого Бога, ты крестился во имя Его и вознамерился посвятить себя служению Ему. Не всегда, к сожалению, действиями человека руководит любовь, однако для христианина, а наипаче же для архипастыря, нормой жизни должно являться подражание Господу, прежде всего в любви. Да будет эта великая сила, соединяющая человека с Богом и другими людьми, главной движущей силой твоих решений, поступков и слов.

Ныне перед тобой открывается новое поприще трудов во славу Божию: ты призван пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Пет. 5:2). Пастух овец бессловесных оберегает их прежде всего потому, что от прилагаемых усилий зависит его благополучие, — в самом деле, если волки загрызут овец, пастух потеряет свое благополучие. Пастырь же овец Христовых призван заботиться главным образом о духовном совершенствовании пасомых, дабы не стать наемником (Ин. 10:12), пекущимся лишь о собственном прибытке. Пастырь должен направлять людей по пути спасения, обращать их духовный взор не к себе, а к Превечному Архиерею — Господу Иисусу Христу. Только искренняя любовь к Нему и ближним способна давать силы на такое делание, вдохновлять на служение, плоды которого предназначены не для трудящегося, но для Церкви земной и Небесной. Молюсь, дабы и ты, став пастырем добрым, с любовью заботящимся о духовном возрастании вверенных тебе чад, смог от всего сердца сказать вслед за Апостолом любви: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 1:4).

В нынешнее сложное время, когда враг рода человеческого делает всё для того, чтобы разобщенность и страх, разделения и конфликты отдаляли людей друг от друга, мешали им становиться миротворцами и нарекаться сынами Божиими (Мф. 5:9), только любовь способна уврачевать раны от вражды и противостояний, укрепить в делах добра и милосердия, даровать спокойствие и благорасположение. По слову святителя Иоанна Златоуста, «любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира» («Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении»). Это слово святителя нужно принять и умом, и сердцем.

Призывая пасомых жить и поступать по любви, ты и сам должен неустанно трудиться и воспитывать в себе эту величайшую добродетель. Кому-то этот совет может показаться странным: как можно воспитать себя в любви? Сердцу не прикажешь — есть такая пословица; кого-то любишь, а от кого-то отвращаешься. Но пастырь должен любить всех, а путь любви только один — совершать добрые дела. «Кто твой ближний?» — спрашивает Господь. Тот, кто совершил милость. А милость — это и есть синоним любви. Невозможно заставить сердце полюбить другого человека, но разум может заставить каждого поступать по закону Божиему и совершать дела милосердия.

Самые правильные и высокие слова не найдут отклика в сердцах внимающих тебе, если ты будешь говорить не от личного духовного опыта, а наставлять в том, чего сам не стяжал. Говорю одно, а делаю другое, — это лицемерие. Иногда такому проповеднику кажется, что никто ничего не понимает, но люди понимают! Может, не столько умом, сколько сердцем, и к одним идут, а от других уходят, — потому что понимает паства, где правда и где проповедь соответствуют делам, а где лишь красивые слова. Твои слова останутся невоспринятыми и в том случае, если ты будешь проповедовать, гордясь высотой своего положения и властью. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры», — говорит апостол Павел и предупреждает, что отступившие от любви рискуют уклониться в пустословие, желая быть законоучителями, но, не разумея того, что утверждают (1 Тим. 1:5–7). Хотят учить, а учить не могут, потому что личного опыта нет; а если нет личного опыта любви и доброделания — еще раз хочу сказать, — то и слова становятся пустыми и не воспринимаются людьми. Перед тем как обратиться к пастве, молись о том, чтобы Господь вложил в твои уста нужные слова, направил тебя и вразумил, даровал способность говорить с любовью к людям и искренним желанием привести их к спасению.

Вседержитель судил тебе взойти на Россошанскую кафедру. Ты уже знаком с особенностями епархиальной жизни на Воронежской земле, поэтому не понаслышке знаешь, насколько важно уделять внимание возрождению и строительству храмов и монастырей в этом уделе Божием, развивать социальное, миссионерское и молодежное служение, укреплять взаимодействие с местной властью.

Надзирая за должным устроением епархиальной жизни, со вниманием относись к духовным нуждам и запросам верующих. С любовью к Богу и людям совершай то, что требует от тебя высокий архиерейский сан. Заботясь о земном, цель имей горнюю — воспитать для вечности души вверенных тебе пастырей и их духовных чад, дабы они, по слову апостола, истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4:15).

Укрепляйся частым совершением Божественной литургии и приобщением Святых Таин, призывай к этому и тех, за кого ты в ответе пред Господом, неустанно молись, дабы Он исполнил и преисполнил их, то есть паству твою, любовью друг к другу и ко всем, утвердил их сердца непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 3:12–13).

Напутствуемый этими словами Патриарха, прими в руки жезл сей — зримый символ епископской власти — и, благословив народ, молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства, с любовью ко Христу Спасителю, со смирением и упованием на волю Божию и с твердым намерением сделать все, что от тебя ныне требует Церковь, гряди на свое новое служение.

Аминь.

0
0

Подписаться на новости

Для правильного функционирования этого сайта необходимо включить JavaScript.
Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем браузере.